Лица (г. Липецк), 2021 г.
13 — Что влияет на ценность иконы кроме времени? — Иконописная школа и манера автора, сюжет, наличие золо- чения, резьбы. Произведённое в XX веке тоже может быть куль- турным наследием, которое нельзя, например, вывезти за пределы России. А все иконы до XVI века — это экспонаты музейного уровня. Они преимущественно находятся в государственных или частных коллекциях. Очень большая ред- кость — в руках простых людей. Это великая ценность, подарок судьбы. Наши предки в революцию, во вре- мена гонения на церковь прятали иконы в подвалах и на чердаках, закрашивали золото на иконах масляной краской. Потом случай- но их потомки или посторонние находили. У меня был заказчик, экскаваторщик. Сносил бесхозный дом, отлетела доска — явно не ку- сок стены. Не поленился выйти, Олифа и краска сработали как кон- серваторы. Моряки её, конечно, вы- сушили и отвезли в храм в Таганроге. Сухой климат, солнце, перепады температуры и влажности сделали своё дело — основа иконы распалась на шесть неравных частей. И каждая ещё деформировалась. Такой ко мне и попала. В работе долго была, не- простые реставрационные процес- сы требовались для возвращения иконе экспозиционного вида. Под более поздним слоем обнару- жила живопись раннего периода. Сразу понятно, что тоже Николай Чудотворец. Батюшка предлагал её раскрыть, но я настояла на рентгене. Мы не видели, насколько нижний слой сохранился, — вдруг там утраты большие, а удалённый верхний слой уже не вернёшь. Икону изучила с помощью рентгеновских снимков и оказалось, что цело всё, кроме лика. Только левый зрачок остался. Дописывать? Это уже реконструк- ция, новодел. Ценность от этого в целом не уменьшается, но ситуа- ция двоякая. В итоге решили оста- вить позднюю запись. Месяц назад икона вернулась в храм Таганрога. ОЖОГИ ОТ СВЕЧИ — Когда вам приносят икону, каков порядок действий? — Реставратор — врач, икона — пациент. Начинаю с визуального осмотра, затем назначаю анализы, то есть провожу исследования. Беру пробу левкаса для определения его наполнителя. Изучаю живопись под ультрафиолетом. УФ-лучи пока- жут, вмешивались ли в целостность изображения иконы после автора — где-то руку дописали, где-то скла- дочки на одеждах, или, к примеру, подпись иконописца добавили для увеличения стоимости иконы. Эти изменения светятся в другом цвете. Процесс раскрытия иконы — один из сложнейших. Работаю с растворителями. И не каждый из них справится с толстым слоем олифы или стойким лаком. Бывают иконы, для которых подбираешь три разных состава: для фона, одежды, лица и рук подобрать. Оказалось, весьма интересная икона. Такое случается. Ещё история. Рыбаки в Азовском море заметили в сетях что-то прямо- угольное, тёмное. Потёр- ли — икона. Лик Николая Чудотворца — покровите- ля путешественников и мо- реплавателей. Цвета фона на ней, как пасмурное мор- ское небо, серо-голубое — очень красивый образ. Как попала в воду, остаётся только гадать: может быть, куда-то перевозили или находилась внутри кора- бля как святыня и затону- ла вместе с ним. XIX век. Сколько пробыла в воде, сложно сказать. Спас толстый слой олифы и два слоя масляной краски с тыльной стороны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz