Лица (г. Липецк), 2021 г.
Александру Баловневу одинаково хорошо удаются вазы, кувшины, чашки, свистульки, но больше всего ему нравится делать крынки. Да, вот так просто. Александр считает её квинтэссенцией гончарного искусства. В ней идеально всё — форма и содержание. Полная гармония для русского человека можно украсить на свой вкус: расписать, покрыть глазурью. В итоге и чело- веку приятно, и памятная вещь сохранится. Ещё одно значимое меро- приятие —Международ- ные инклюзивные игры. На фестиваль приезжают со всей страны. В обшир- ной программе керамике выделяется отдельный день. — Проводилась ярмарка. Мы продавали неболь- шие сувениры из глины с липецкой символикой, — вспоминает Александр. — Заинтерсовались, откуда родом покупатели. Оказалось, наши изделия разъедутся по всей Рос- сии: в Москву, Сыктывкар, Тюмень, Красноярск. Список можно продол- жать долго, география впечатляющая. Единственное собы- тие, куда мастер всё же взял гончарный круг, — в Рязанскую область на военно- исторический фестиваль «Битва на Воже». Александра пригласили туда на очередной мастер-класс. Сейчас с улыбкой вспоминает, как к нему выстроилась очередь из желающих. Гончарный круг не простаивал ни минуты. ГЛАВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ Глина — материал волшебный: и от напряжения избавит, и мысли в порядок приведёт. Однако есть и парадокс — садиться за гончарный круг в изначально плохом настрое- нии не следует. — Толку будет мало. Ничего тон- кого и интересного не получится. По себе знаю, — честно признаётся Александр. —Максимум помять глину, чтобы нервы успокоить. Ино- гда сажусь за круг не в настроении, и даже вещи, которые умею делать с закрытыми глазами, не удают- ся. То сломаешь что-то, то стенки толстые, то трещины на ровном месте. Поэтому важно сначала успокоиться. Выдохнуть, вспомнить, что вдохновляет по-настоящему, и настроиться. У самого мастера катализаторы твор- чества хоть и простые, но самые на- дёжные. Первый и главный — семья. А как иначе, если жена — мастер лепной керамики, дочь — молодая известная художница, а сын музы- кант? Такая концентрация искусства на одну семью не остав- ляет шанса сидеть без импульса к работе. Второй источник — природа. Тоже не удивительно, когда живёшь в уникальном жи- вописном месте в излучине реки, объятой отвесными скалами. ДЮЖИНА? ЛЕГКО! В планах мастера — по- строить дровяной горн — печь, утопленную в землю и выложенную огнеупор- ным кирпичом. Аутентично, как в ХIХ веке. — Современные электри- ческие печи работают на базе компьютерных технологий. С одной стороны, удобно — ввёл нужные данные в програм- му, включил и пошёл спать, утром всё готово. Но как же дань уважения традициям? Хочу максимально прибли- зиться к естественности в работе. В горн мастера по 8—12 часов без останов- ки подкидывают дрова. По-моему, красота, — смеётся Александр. Сил и упорства в работе ему не за- нимать: в день Александр легко и играючи может создать дюжи- ну необычных чашек. Его рукам подвластно всё. Именно поэтому мастер редко создаёт что-то со множеством деталей и «наво- ротов». Любит форму, в которой прозрачно читается содержание. Может, в этом и есть секрет его гармонии? Текст Алина ВАСИЛЬЕВА Фото Екатерина СТЕПАНОВА, архив Александра БАЛОВНЕВА Одно увлечение на двоих стало делом жизни Александра и Оксаны Баловневых. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz