Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

Самодуровка — название нашей деревни в прошлом. Но после строительства церкви, которую освятили в честь НиколыЧудотворца, поселение переименовали. А так как Никольское по соседству уже имелось, не придумали ничего лучше, чем добавить приставку «ново». Однако более возрастное поколение до сих пор обозначает село по-старому П олтора часа езды от Липецка, и мы уже стоим у ворот большо- го дома в селе Ново- никольское. Двери с широкой улыбкой открывают хозяева Александр и Оксана. За ними — внук Егор и двухмесячный алабай по клич- ке Сармат — в честь российского ракетного комплекса. Пёс всю встречу отчаянно пытался погрызть чей-нибудь кроссовок. По всему участку, в доме, на летней веран- де и в мастерской расставлены изделия супругов-гончаров. Ровно минута требуется на осознание — здесь живёт радость и творчество. ТВОРЕЦ ИЗ САМОДУРОВКИ Введя в Сети запрос о работе Александра Баловнева, первое, что можно увидеть, — самодуровская керамика. Название, как водится, неспроста — по месту производства. — Самодуровка — название нашей деревни в прошлом. Но после стро- ительства церкви, которую освятили в честь Николы Чудотворца, посе- ление переименовали. А так как Никольское по соседству уже име- лось, не придумали ничего лучше, М Ы В С Е ОДНОЙ ГЛИНЫ Тот, кто работает руками, — рабочий. Тот, кто работает руками и головой, — мастер. А тот, кто делает это руками, головой и сердцем, — творец. Именно так можно описать мастера гончарного дела из Данковского района Александра Баловнева. О том, как найти дело жизни после 40, почему за гончарный круг нельзя садиться в плохом настроении и о «лепке» юных талантов Липецкой области герой рассказывает «ЛИЦАМ». чем добавить приставку «ново», — объясняет мастер. —Однако более возрастное поколение до сих пор обозначает село по-старому. Горшки, чашки, плошки и другие изделия из глины Александр пред- почитает делать в технике черноло- щёной керамики. Её ещё называют томлёной и морёной. Секрет кроет- ся в особой, более сложной техно- логии обжига. Мастер с упоением рассказывал о химических процес- сах и формулах этого метода, но мы упростим — при обработке специ- ально создаётся нехватка кислорода и задымлённая глина, обожжённая в коптящем пламени, получается чёрной, с лёгким металлическим отливом — есть в этом что-то осо- бенное. — Это сложный вид работы с глиной. Насколько я знаю, в области боль- ше никто профессионально им не занимается, — делится гончар. — Мне нравится и процесс создания чернолощёной керамики, и то, как она выглядит потом. И, конечно, её практичность. Такие изделия намно- го плотнее, сквозь стенки не про- сачивается жидкость, в отличие от сосудов простого обжига. Однажды заказ на вазы из черноло- щёной керамики пришёл из музея- заповедника Пушкина «Болдино». Сам гончар с улыбкой называет это своей огромной гордостью. Александру Баловневу одинаково хорошо удаются вазы, кувшины, чашки, свистульки, но больше всего ему нравится делать крынки. Да, вот так просто. Александр считает её 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz