Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

О том, зачем нужны разные маркетинговые уловки, думать не приходится. Но одно дело, когда нас ненавязчиво, хоть и бессовестно просят переплатить за красивую коробку с тиснением. Совсем другое — якобы «натуральные продукты», от которых напрямую зависит качество ежедневного рациона. Если вопреки доверчи- вому «зелёному логотипу» гаран- тия безопасности окажется просто рекламным трюком, разбираться с этим в будущем придётся лично нам. И, возможно, гастроэнтерологам тоже. Действительно ли истинная цель всех этих «зелёных» обозначений совпадает с тем, как мы их понимаем? И реально ли сегодня обойтись без пестицидов, красителей и прочих сомнительных добавок? Разбираемся вместе с федеральным экспертом Российской системы качества Владимиром Увайдовым. БИЗНЕС В ОТТЕНКАХ ЗЕЛЁНОГО Тренду на экологичность уже по меньшей мере десять лет. И только недавно он стал перерастать во что-то более бытовое и привычное. Вот отечественная статистика за 2024 год. По результатам опроса некоммерческой организации «Экологический союз», переплачивать за «зелень» готовы 91 процент покупа- телей. Хотя 81 процент из них твёрдо уверены: далеко не все товары с подходящими метками соответствуют свое- му статусу. Первый важный вывод, который можно сде- лать: мы не до конца хотим или умеем безошибочно определять, что может причинить потенциальный вред или принести пользу. Предвосхищая вопрос «А кто же в этом виноват?», отвечу сразу: и покупатель, и производитель одновре- менно. Начнём вот с чего: реально ли вообще найти в супермаркете что-то натурально выращенное или хотя бы произведённое без вреда матушке земле? Ведь подавляющее большинство продуктов на полках нельзя назвать натуральными и органическими. Многие производители не боятся использовать искусственные ароматизаторы, усилители вкуса и красители для привлекательного товарного вида. Или консерванты — для удешевления производства и увеличения срока годности. Или мистические ГМО, о чьих плюсах и минусах до сих пор спорят учёные всего мира, хотя сегодня через генную модификацию прошёл чуть ли не каждый овощ с грядки. Любой врач скажет, что потребле- ние в пищу такого экзотического «букета» однажды приведёт к появлению многих серьёзных заболеваний. Лишний вес, проблемы с сосудами, депрессия. Но полки от этого почему-то не пустеют. — Мы регулярно мониторим рынок, а также проводим исследования, — комментирует Владимир Увайдов. — В 2020 году Роскачество проверило товары со знаком «Евролист» — органической маркировкой, при- знанной в Евросоюзе, но не в Рос- сии. Нашли следы пестицидов в бананах. Два года спустя ис- следовали псевдоорганические товары: чай, кофе, фрукты, кото- рые были помечены как органика, но не проходили обязательную по закону проверку. И обнаружили пестициды в чае и в сушёных абрикосах. До вступления в силу Федерального закона «Об органической продук- ции» иностранные компании, кото- рые хотели получать российский знак качества, можно было пере- считать по пальцам. Им, в общем-то, не обязательно было подтверждать правдивость таких слов, как «фермерский», «натуральный» или «экологически чистый». По словам Владимира Увайдова, с 2021 года ВЛАДИМИР УВАЙДОВ, заместитель директора департамента проектов устойчивого развития Роскачсетва 91% покупателей готовы переплачивать за «зелень» ― товары с экомаркировкой 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz