Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

17 Висеть часами на дереве в окружении комаров? Встречать рассвет и провожать закат по пояс в воде? Звучит, как романтичная детская мечта. Но это реальная работа! Сергей Белых о буднях и целях фотографа дикой природы, об экспедициях туда, где не ступала нога человека. О медведях, оленях, лисах, птицах и волках. Е щё школьником Сергей устроился на телевиде- ние и 13 лет проработал оператором. Всё это время фотографировал для себя. Обращаться с камерой, проявлять плёнку и пе- чатать снимки научил отец. Потом пришёл кризис 2008 года. Сергей уволился и открыл одну из пер- вых студий в Липецке. Занимался фэшн-фотографией, портретами, рекламой. И продолжал снимать природу. ОДИН ИЗ ТЫСЯЧИ Пейзаж без животных в кадре кажется Сергею скучным. Гораз- до лучше, если птица пролетит на фоне восходящего солнца или косуля выйдет из тумана. Картинка сразу оживает. Ради удачного кадра фотограф готов по несколько часов проводить в не самых комфортных условиях. — Все наши увлечения требуют жертв, — рассуждает Сергей Бе- лых. — Для съёмок цапель мы висе- ли на дереве, на высоте 20 метров, а вокруг болото, комары. Иногда, чтобы лишний раз туда-сюда не ка- таться, я приезжал вечером, делал фото на закате, потом ночевал вни- зу на кочках, а на восходе забирался на исходную позицию. Или когда работал с плавающей засидки — это такое укрытие для наблюдения за животными — несколько часов ходил по дну пруда или реки. То, что кто-то назовёт экстримом, для фотографов дикой природы — нор- мальные рабочие условия. Глав- ное — добыть ценный кадр, который будет интересен всем. Погода в Липецкой области сюр- призы подкидывает редко. А вот на Чукотке в прошлом году волосы Сергея примёрзли к спальнику. Летней ночью прихватил моро- зец — минус восемь градусов. история и отдельная индустрия развлечений. Такая есть, например, в Оленьем парке в Краснинском районе. За тем самым кадром туда приезжают со всей России. МЫСЛИТЬ ПРОЕКТАМИ Фотографы дикой природы думают и снимают проектами. Один случай- ный кадр даже для конкурса не так интересен, как описание жизни определённого животного. В пер- спективе оно превращается в книги или журналы. — В России природной съёмкой очень тяжело заработать на жизнь, — объясняет Сергей. — Это достаточно узкая специализация. Всем нравится полюбоваться милыми лисятами, а не платить за их фотографию. Моё хобби сложно монетизировать. Во многих странах есть программы, Пришлось развести костёр, чтобы согреться. Идти в дикие условия лучше все- го вдвоём — страховать. Нужны «глаза на затылке»: медведь может подкрасться. Чаще всего Сергей работает с другом Андреем Костен- ко. А вот детей — Дарью и Андрея — с собой пока берёт редко. Дочь однажды закричала вслед оленю: «Не убегай, мы тебя только пофо- тографируем!». А природа любит тишину, особенно во время съёмки. Нормальный выход фотографий: одна удачная на тысячу сделанных. Любой выезд — это работа, а не при- ключение. Составить план, отсле- дить погоду. Фотограф обдумывает, как заметить животное раньше, чем оно тебя. Энтузиасты редко поль- зуются штативом. Такое возможно только на платных прикормленных засидках. Но это совсем другая которые помогают организовывать экспедиции, издавать книги. У нас пока такого нет, поэтому всё за свой счёт. Мыслить проектами Сергей начал благодаря Александру Мяскову — основателю международного конкурса «Золотая черепаха». Взял на заметку, что проекты лучше Снимок «Так теплее» занял III место фотоконкурса «Природа и животные России».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz