Лица (г. Липецк), 2021 г.
9 тяжёлое время не совсем голод ными и даже начали обустраивать мастерскую. Вход в липецкий Христорожде ственский собор украшает витраж, выполненный Куликовыми. Денег за него художники не взяли, при влекли спонсоров из своих заказчи ков. Витраж с изображением Тихона Задонского в гостинице «Задонск» тоже появился благодаря им. А ещё их творения украсили входную дверь Никольского храма Усмани, алтарь в церкви села Большие Кузь минки Липецкого района и храме Рязанского государственного университета имени С. Есенина, церковь в городе Россошь Воро нежской области. ОТ ЭСКИЗА ДО МОНТАЖА Самое главное в витра же — свет. В течение дня преломление солнеч ных лучей меняется. В полдень они играют на стекле яркими крас ками, а вечером пере ходят в плавные волны. Ночью свет воздейству ет на витраж в негативе, днём — в позитиве. Это меняет цвета карти ны на абсолютно противоположные. Изображение посто янно трансформируется во что-то новое. Для создания настоящего витра жа недостаточно быть просто ремесленником, отточив технику. Готовая работа — завершение длительного процесса, вершина айсберга, большая часть которого зрителю не видна. Композиция создаётся из кусочков стекла, а издалека кажется единым целым. Впечатление потрясающее. — Сначала обязательно выезжаем туда, где планируется установка вит ража, — объясняет Наталья. — Нам нужно представить, как он будет смотреться при разном освещении. Потом делаем эскиз, выбираем с заказчиком палитру, продумываем детали. У нас замкну тый цикл — от наброска и до монтажа. Как два самостоятель ных художника могут работать над одним произведением, ис кренне недоумеваю я. — Ничего сложно го нет, — отвечает Владимир. — Вдвоём садимся за стол. Ведём эскиз, смотрим, у кого получается разумнее. Иногда много спорим, потом синтезируем всё в единый ва риант. Если какой-то цветочный или растительный орнамент, это ближе Наталье. На мне основные техниче ские решения. Контур выцарапы вается на стекле, всё вырезается, каждая деталь подгоняется, шлифу ется, затем всё спаивается, чтобы не было ни одной щели. СОСТОЯНИЕ ДУШИ Куликовы работают не только на за каз. Творчество для них — состояние души. Много пишут за мольбертом, занимаются графикой. Постоянно «Сирин». «Хозяин двора». «Волшебник». В полотнах ярко проявляется их восприятие мира — тонкое, в чём-то по-детски непосредственное и оригинальное. Некоторые из них впоследствии превращаются в витражи, другие остаются самостоятельными произведениями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz