Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

9 тяжёлое время не совсем голод­ ными и даже начали обустраивать мастерскую. Вход в липецкий Христорожде­ ственский собор украшает витраж, выполненный Куликовыми. Денег за него художники не взяли, при­ влекли спонсоров из своих заказчи­ ков. Витраж с изображением Тихона Задонского в гостинице «Задонск» тоже появился благодаря им. А ещё их творения украсили входную дверь Никольского храма Усмани, алтарь в церкви села Большие Кузь­ минки Липецкого района и храме Рязанского государственного университета имени С. Есенина, церковь в городе Россошь Воро­ нежской области. ОТ ЭСКИЗА ДО МОНТАЖА Самое главное в витра­ же — свет. В течение дня преломление солнеч­ ных лучей меняется. В полдень они играют на стекле яркими крас­ ками, а вечером пере­ ходят в плавные волны. Ночью свет воздейству­ ет на витраж в негативе, днём — в позитиве. Это меняет цвета карти­ ны на абсолютно противоположные. Изображение посто­ янно трансформируется во что-то новое. Для создания настоящего витра­ жа недостаточно быть просто ремесленником, отточив технику. Готовая работа — завершение длительного процесса, вершина айсберга, большая часть которого зрителю не видна. Композиция создаётся из кусочков стекла, а издалека кажется единым целым. Впечатление потрясающее. — Сначала обязательно выезжаем туда, где планируется установка вит­ ража, — объясняет Наталья. — Нам нужно представить, как он будет смотреться при разном освещении. Потом делаем эскиз, выбираем с заказчиком палитру, продумываем детали. У нас замкну­ тый цикл — от наброска и до монтажа. Как два самостоятель­ ных художника могут работать над одним произведением, ис­ кренне недоумеваю я. — Ничего сложно­ го нет, — отвечает Владимир. — Вдвоём садимся за стол. Ведём эскиз, смотрим, у кого получается разумнее. Иногда много спорим, потом синтезируем всё в единый ва­ риант. Если какой-то цветочный или растительный орнамент, это ближе Наталье. На мне основные техниче­ ские решения. Контур выцарапы­ вается на стекле, всё вырезается, каждая деталь подгоняется, шлифу­ ется, затем всё спаивается, чтобы не было ни одной щели. СОСТОЯНИЕ ДУШИ Куликовы работают не только на за­ каз. Творчество для них — состояние души. Много пишут за мольбертом, занимаются графикой. Постоянно «Сирин». «Хозяин двора». «Волшебник». В полотнах ярко проявляется их восприятие мира — тонкое, в чём-то по-детски непосредственное и оригинальное. Некоторые из них впоследствии превращаются в витражи, другие остаются самостоятельными произведениями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz