Лица (г. Липецк), 2021 г.
Только вот проблема: для карье- ры пианиста он панически боялся сцены. Нервная система подводила на каждом концерте, исполнение оставляло желать лучшего. Спасла композиция — дисциплина по созда- нию музыки, позволяющая оставать- ся по другую сторону сцены. Именно на это направление он и поступил в Саратовскую консерваторию. Каково же было удивление юного композитора, когда на первом же экзамене выяснилось, что сидеть в зрительном зале и слушать испол- нение своей мелодии куда страш- нее. Дирижёр смеётся, что судьба в итоге поглумилась над ним — он выбрал дело, где вообще нужно на- ходиться в самом центре внимания. ПРОФЕССИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ Композиторство насовсемМихаил не оставил. Пишет музыку и сей- час, правда, редко: мыслительный процесс другой, настроенный не на создание, а на исполнение и руководство. Всё-таки оркестр — это железная иерархия и чётко от- лаженная структура. У каждого своя функция, за которую нужно отвечать. Дирижёр не вправе выйти к музы- кантам и спросить, в каком темпе они будут играть, — всё развалит- ся, к единому мнению не прийти. И потому в процессе сотворчества именно он выступает решающим голосом. Выработать в себе не то что ре- шающий — решительный голос помог опыт. За 12 лет Михаилу пришлось многому научиться, Отрицать это не смогут и те, кто хоть раз был на его концерте. Есте- ственность, с которой он ведёт себя на сцене, и есть то самое сложное в профессии дирижёра. Однажды друг-пианист сказал: «Я не знаю, как ты это делаешь, но с тобой оркестр хочет играть». И действительно, оживление, что можно увидеть на лицах музыкантов, говорит о многом. В конце разговора я вспоминаю о недавно прошедшем концерте и мальчике из зрительного зала. Во время напряжённой паузы он откуда-то с галёрки в порыве чувств, картавя, выкрикнул «браво!». И, знаете, я с ним абсолютно согласна. Останавливаться только лишь на успехах у местной публики Михаил не планирует. Цель масштабнее — сделать Липецкий симфонический одним из лучших в стране. Не только с точки зрения техничной чистоты исполнения, но и «пластичности» оркестра Текст и фото Анастасия ПЧЕЛОВА, архив Михаила МЯСНИКОВА ведь 90 процентов становления дирижёра занимает самообразова- ние. Мало кто может научить этому. Нужно использовать любой шанс, чтобы добиться желаемого. — Есть такая расхожая фраза «дири- жёр — это профессия второй поло- вины жизни». На что мой профессор всегда добавлял: «Да, это правда. Но ты никогда не знаешь, когда она наступает». И потому я всегда гово- рил себе: «Не думай, что ты сдела- ешь это завтра, или вот немножко подучусь, и тогда…» Не надо. Сделай всё, что можешь, сегодня. Сейчас, — говорит Михаил, будто очередной раз подтверждая, что музыка — это и есть его жизнь. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz