Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

23 В свете софитов блестят янтарные струнные и зо- лотые духовые, смычки одновременно взмывают ввысь, в погоне за чем- то незримым перели- стываются ноты. А в сердце этого организма — человек с волшебной палочкой, яркой мимикой и дви- жениями, похожими на широкие мазки. Вот-вот взлетит. «Может, он так и попал в Липецк? — улыбаюсь я. — Взлетел однажды с саратов- ской сцены посередине концерта, а дальше по велению ветра очутился на пороге нашей филармонии». Позже Михаил расскажет, что в наш город попал не случайно. Восполь- зовался шансом, который редко выпадает в его профессии, — руко- водить молодым симфоническим оркестром. — Я не из тех дирижёров, который мог бы еженедельно гастролировать по разным коллективам — сыпать комплиментами ради дальнейшего сотрудничества. А в итоге, зара- ботав деньги, закрыть дверь в купе и подумать: «Как хорошо, что всё это закончилось». Мне важно держать удар и нести ответственность. Каж- дый наш концерт — это моя репута- ция, — говорит он. ПОЙМЁТ И КИТАЕЦ Помимо нового звучания дирижёр привнёс в филармонию новую тра- дицию. Он сам ведёт свои концерты, без конферансье. И делает это по- рой интереснее: пытается добиться от зрителей понимания — здесь всё доступно и по-человечески тепло. Такое домашнее общение позволяет избежать излишней академичности. — Нет нужды получить докторскую степень, чтобы «иметь право» ус- лышать Бетховена. Я считаю чушью подобные заблуждения, — в сердцах говорит Михаил. — Великие ком- позиторы писали музыку именно для людей. Она подвластна всем. Это самый доступный в мире язык, не нуждающийся в переводе. Если сыграть увертюру «Ромео и Джу- льетта» Чайковского, её поймёт и китаец, и француз, и русский. Нужно просто прийти и открыть своё сердце, свои эмоции, и тогда вы получите удовольствие. За 1 2 лет Михаилу пришлось многому научиться, ведь 9 0 процентов становления дирижёра занимает самообразование И люди действительно приходят. Каждое выступление симфониче- ского оркестра собирает полный зал. Михаил не без иронии расска- зывает об опасениях саратовских друзей по поводу его нового места работы. «Кто к тебе там пойдёт на концерт? Это город металлургов. Будешь видеть в зрительном зале два с половиной человека», — гово- рили они и ошибались. Однако останавливаться лишь на успехах у местной публики Михаил не планирует. Цель мас- штабнее — сделать симфонический оркестр Липецкой филармонии одним из лучших в стране. Не только с точки зрения техничной чистоты исполнения, но и «пластичности» оркестра — того, насколько легко музыканты могут в моменте пойти за мыслью дирижёра. — Есть коллективы, с которыми ты должен отрепетировать и точно так же исполнить на концерте. Я считаю, что это убивает музыку. Сыграть двадцать раз одно и то же и на концерте повторить двадцать первый? Это уже машина, а не ор- кестр, и к творчеству она не имеет никакого отношения. Мы должны исполнять музыку так и я должен дирижировать так, будто она только что сочиняется. Никто не знает, что будет в следующем такте. Ну за ис- ключением меня, конечно, — говорит маэстро и хитро улыбается. Под новым руководством музыканты работают с декабря, и, как считает Михаил, они уже к пришли к взаи- мопониманию. Скоро оркестровые ряды пополнят и новые лица. Одна- ко поиск достойных не самое про- стое дело: в стране давно нехватка именно ансамблевых музыкантов. — В наших консерваториях принято выпускать солистов. Оркестран- тов порой воспитываем с нуля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz