Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

7 А лександр родился в Красноярске, вырос в Якутии, а в Елец переехал к жене, с которой познакомился на работе в сервисе такси. В этой же компании начался его проект — голосовой помощник-нейросеть SILERO, умеющая распознавать и синтезировать речь на четырёх языках. ПО ВСЕЙ СТРАНЕ — Как появилась идея SILERO? — В 2017 году я оптимизировал расходы колл-центра сервиса такси. Решили с командой создать голосового робота, который бы принимал заказ. Тогда на рынке не было нормальных аналогов. Сразу смогли автоматизировать 30 процентов входящего трафика. Это очень много, обычно получается добиться единиц процентов. Тут же пришла мысль о масштабировании на другие отрасли. Предложил выделиться в отдельную компанию. Нас десять человек со всей страны — из Красноярска, Ижевска, Томска, Смоленска, Казани, Москвы. Сначала создали с нуля своё распознавание речи, потом синтез. Нашли партнёров, клиентов. — Что такое SILERO и зачем нужен этот проект? — Название происходит из латыни, перевести можно как «молчание». В России сейчас две тенденции. С одной стороны, безработица побила исторический минимум — 2,9 процента по данным Росста- та на октябрь 2023 года. С дру- гой — сильный кадровый голод. Это следствие многих причин, в том числе демографической «ямы» 90-х. Самого активного работо- способного населения не хватает. Поэтому технологии автоматизации и роботизации, которые могут взять на себя часть задач в разных сферах, для страны суперактуальны. — В каких сферах такие нейросети сейчас активно используются? — Все бизнесы с большим голосовым трафиком. Банки, ритейл, энергосети. Обычно в их колл- 1 3 2 КАК РАБОТАЕТ ГОЛОСОВОЙ РОБОТ СЕРВИСА ТАКСИ нейросеть распознаёт речь клиента нейросеть синтезирует ответ Машина будет подана через пять минут. Цена поездки — 143 рубля. Добрый день, хочу заказать такси до дома. Сколько это будет стоить? нейросеть осмысляет текст и создаёт заказ центрах две линии поддержки. Первая принимает и обрабатывает запрос. Это задача робота. Иногда искусственный интеллект сам ещё и отвечает. Если вопрос для него слишком сложный, он подключает вторую линию — человека. Либо компании звонят клиентам с какими- то предложениями. Зачастую в этом случае вы общаетесь с нейросетью. ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧАСОВ — А что сложнее с точки зрения раз- работки: распознавание или синтез речи? — Первое. Нужны большие кор- пуса данных — датасеты. Их очень тяжело найти. Потом люди слушают и текстом объясняют нейросети, о чём говорится на записи. Чтобы искусственный интеллект начал понимать сам, требуются десятки тысяч часов — очень дорого. Мы для этой задачи нанимаем людей в колл- центрах. SILERO знает русский, английский, немецкий, испанский язык. Сбор данных и обработка для каждого из них свои. — На какие зарубежные рынки вы стремитесь выйти? — Северная Америка иЮго-Вос- точная Азия сейчас самые перспек- тивные. В первой рынок гораздо больше, чем российский. Вторая очень быстро растёт. — Как именно искусственному ин- теллекту объясняют, о чём говорят на записи? — Простой пример. Я показываю ре- бёнку: вот корова, собака, кошка, че- ловек. Создаю для него связь между

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz