Лица (г. Липецк), 2021 г.
11 У Сергея Тихомирова нет профильного об- разования. Режиссёр-самоучка, он сумел мастерски овладеть киноискусством. Его приняло профессиональное сообщество, о чём говорят многочисленные награды крупных фестивалей. Он не снимает фильмы по шаблонам. Ни один из них не похож на другой. Фильмы-очерки и фильмы- портреты о простых людях и знаменитостях, фильмы- путешествия и фильмы-рассказы, исследовательское и учебное кино. Наполненные любопытными деталями, они глубоко проникают в жизнь и сохраняют память. Режиссёр стремится не только объективно отразить события, но и образно их осмыслить. — Документалистика должна быть правдивой и максимально интересно поданной, — говорит он. — Художественное решение фильма на высоком уровне говорит о его качестве. Только тогда он цепляет зрителя, зовёт, не отрываясь, смотреть на экран. Дух эпохи передаётся через живой звук хроники, закадровый голос, музыку, песни прошлых лет. Время не возвращается. Оно осмысливается нами по-своему, с точки зрения современности. РУЧНАЯ РАБОТА Примером того, как не надо снимать кино, Тихомиров считает советскую документалистику. В фильмах о заво- дах и шахтах не было главной составляющей — правди- вости. Свободу творчества можно было почувствовать, только снимая научно-популярное кино о природе или животных. В перестроечные годы другая крайность. В кинотеатры хлынул поток фильмов о тайнах советской власти. Авторская документалистика появилась на те- левидении. Вскоре наступила эра видеомагнитофонов, люди стали смотреть фильмы дома. —Шестой год в областной библиотеке работает клуб документального кино. Пытаемся вернуть зрителю традицию и культуру просмотра неигровых фильмов. Стараемся показывать кино, сделанное липчанами, — рассказывает Сергей. Визуальную необычность и тщательность работы Сергея Тихомирова не раз отмечали на самом высоком уровне. Режиссёр гордится знакомством с доктором искусствоведения и членом Союза кинематографистов России Ириной Гращенковой. Вот только один из её отзывов: «Такое не у всякого молодого профессионала увидишь, окончившего ВГИК. А это ручная работа. Про- думан и построен каждый кадр». Это и правда, невероятно кропотливый труд. На со- здание одного фильма уходит от нескольких месяцев до года, а иногда и несколько лет. —Много раз ездил в Красногорский архив кинофо- тодокументов, — рассказывает режиссёр. — Работал за монтажным столом, ставил закладки на киноплёнке. Через несколько дней получал нужные копии. Для филь- ма к 50-летию Липецкой области нашёл очень старую плёнку, она уже рассыпается. Эксклюзив. Удалось найти выбракованные фрагменты. Ничего крамольного, но они почему-то оказались в корзине. Хорошо, что архиви- сты сохранили. Кстати, весь тираж этого юбилейного фильма ушёл в Госдуму. Много работаю и в областном архиве, в краеведческом отделе областной библиотеки. С МОЛОКОМ МАТЕРИ Сергей Тихомиров рос в творческой среде. Его дед, Серафим Андреевич Тихомиров, был первым главным архитектором Липецка. Отец получил звание заслу- женного изобретателя РСФСР. Дома была огромная библиотека, множество книг по искусству. В семье все любили рисовать. Стены были увешаны картинами. А любовь к кино передалась будущему режиссёру в бук- вальном смысле с молоком матери. — Каждую неделю по понедельникам мама вместе со мной, грудным младенцем, ходила на премьеры советских и зарубежных фильмов, — рассказывает он. — И прямо в зрительном зале кормила меня, если начинал капризничать. А когда немного подрос, уже ходил в кино с бабушкой. Даже на последние сеансы с ограничением до 16 лет. «Он ничего не соображает», — усыпляла ба- бушка бдительность контролёра. В семье был и теле- визор, но, конечно, он не мог заменить нам атмосферу зрительного зала. В детстве Сергей увлекался многим: музыкой, плаванием, мотоциклами. Но больше всего мечтал делать мультфильмы. Планам не суждено было сбыться. За дерзкий хулиганский поступок (с одноклассниками побил стёкла у учительницы истории в знак протеста) в выпускном классе получил фатальную характеристику: «В идеологическом плане трудно управляем». В институте кинематографии с таким вердиктом предложили идти в дворники или кочегары, только не в режиссёры. О поступлении в киновуз пришлось забыть. Взяли «неблагонадёжного» абитуриента на филфак липецкого пединститута и то кандидатом в студенты с полугодовым испытательным сроком, хотя вступительные он сдал на отлично. В институте Тихомиров познакомился с оператором липецкого корпункта Центрального телевидения Ва- лентином Назаровым. Под его руководством постигал Дух эпохи передаётся через живой звук хроники, закадровый голос, музыку, песни прошлых лет. Время не возвращается. Оно осмысливается нами по-своему, с точки зрения современности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz