Лица (г. Липецк), 2023 г.
Подготовка к празднику начинается рано, но нас продолжают убеждать в том, что волшебный момент скоро прекратится. Мы покупаем не раздумывая, ведь боимся не успеть или не попасть в запланированный бюджет покупателей из России готовится к Новому году заранее Почему-то теперь Новый год не про зиму и уж точно не про обновление. Ёлка — первый по значимости атрибут праздника — мало кого удивит. Крупные торговые центры к концу ноября успели их установить и украсить. Все с придыханием ищут чудо в глубине товарных полок. Маркетологи тем временем советуют его купить «раньше остальных». Товарные отношения распространились на новогодний настрой. И чем ближе застолье, фейерверки и куранты, тем меньше в итоге мы их ожидаем. «ЛИЦА» вооружились сахарными леденцами и принялись искать ответы. Почему мы ждём праздник уже осенью? Что ещё за феномен «крадущегося Рождества»? И есть ли спасение от новогодней хандры? КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА В 2021 году вопрос, кто готовится к Новому году заранее, стал предметом международного исследования. Россию, Европу и весь Средний Запад объединил 21 процент покупателей. Christmas creep — так обозвали явление, которое переводится как «крадущееся Рождество». Крадущееся потому, что из года в год старт новогодних распродаж наступает раньше предыдущего. Предновогодний сезон покупок — давнее изобретение «американской мечты». Ещё 50 лет назад неравнодушные жители жаловались в газеты на полки с хлопушками. Теперь же вШтатах часть магазинов открывают рождественский сезон в сентябре или даже в августе. В России Новый год не так спешит, спасибо и на этом. И тем не менее крупные ритейлеры бросаются по осени ставить и наряжать ёлки. В Липецке, например у ТЦ на Советской, они красуются с конца ноября. То же касается праздничной иллюминации и фотозон. С торговыми декорациями обновились и ряды магазинов: среди социально значимых товаров вперемешку с носками и гигиеническими средствами нас уже поджидают наборы с конфетами и ёлочными игрушками. Торговля «праздником» идёт полным ходом — и это в наш-то век разумного потребления! Christmas creep — детище провокационного маркетинга. С ним продавцы расчехляют все мыслимые способы убеждения и манипуляции. Ведь что, если не Новый год, заставляет нас коллективно тратить сбережения? Если раньше покупать подарки и готовиться к празднику мы начинали последние десять дней декабря, то сейчас на это отводится дней 40, с начала Чёрной пятницы. А у кого-то даже с октября. Для продавцов это «золотой квартал» — три месяца безудержных новогодних кампаний и рождественских распродаж. Время, когда они рассчитывают максимально заработать на тех, кто привык планировать траты (в том числе новогодние) наперёд. НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ Для любого человека Новый год — это нечто большее, чем просто праздник. Какие бы планы мы ни строили, всё всегда сводится к «духу торжества», особому праздничному настроению. Оно появлялось с первыми огоньками уличных гирлянд (обычно это были последние две недели декабря) и сопровождало нас вплоть до Рождества. Но со своей задачей справлялось лишь до поры. Нарядная ёлка тут, разноцветный дождик там — не успев распро- щаться с бархатным сезоном, вновь созерцательно обхаживаем моллы. Christmas creep изжил со света всякую магию. Убедил нас, что незачем предвкушать и подолгу чего-то ждать. Подготовка к празднику начинается рано, но нас продолжают убеждать в том, 2 1 процент 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz