Лица (г. Липецк), 2023 г.

Лица (г. Липецк), 2023 г.

41 В последних классах шко- лыМоника Дабас знала, что хочет учиться в Ли- пецке. Выбирала техни- ческие специальности. В приоритете — ЛГТУ. Сюда когда-то из Индии приехал учиться её отец. Девушке хотелось не просто получить диплом, а при- менять разработки на практике и как можно раньше. УЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ —Математика и физика всегда были мне ближе, чем гуманитарные нау- ки, — говорит Моника. — В десятом классе я попала в центр поддерж- ки одарённых детей «Стратегия». И хотя в олимпиадах высоких мест занять не получилось — слишком много подготовки к экзаменам — мне настолько понравилась среда и ат- мосфера, что сомнений в специали- зации не осталось. Да и всё вокруг сейчас вдохновляет на профессию, связанную именно с программиро- ванием. Цифровизация упростила мир: не надо стоять в очередях, ехать на другой конец города, порой даже звонить необязательно. Мне хочется делать для людей что-то удобное, улучшать нашу жизнь. В «Стратегию» Моника вернулась в магистратуре — уже как учитель информатики 5-7 классов. Два с по- ловиной года помогала школьникам изучать программирование и приме- нять его в сложных олимпиадных заданиях. С ребятами нужно было разговаривать на их языке: под- страиваться под возраст, подавать материал в игровой форме. Сейчас девушка преподает в ЛГТУ на кафедре автоматизированных систем управления. К студентам подход другой — куда более серьёз- ный. У них уже есть база. Моника помогает создавать сложные вещи: приложения и нейросети. На её семинарах молодые программисты начинают разбираться в устройстве таких систем, видят, чем они могут быть полезны в реальной жизни. Де- лают небольшие учебные проекты, чтобы набить руку. — Преподавать мне очень нравит- ся, — признаётся Моника. — Ты всег- да получаешь что-то новое, когда делишься знаниями: для собствен- Моника помогает студентам создавать сложные вещи: приложения и нейросети. На её семинарах молодые программисты начинают разбираться в устройстве таких систем, видят, чем они могут быть полезны в реальной жизни. Делают небольшие учебные проекты, чтобы набить руку ного исследования или для понима- ния в целом. Процесс обучения за- ставляет глубже погрузиться в тему. Ещё я всегда испытываю гордость, когда помогаю людям постигать какие-то процессы. Здорово осозна- вать: им это пригодится в будущем. Абсолютно точно хочу остаться на кафедре. Главное, удачно совме- щать с исследованиями и основной работой. МОДЕЛИРУЯ ПОТРЕБНОСТЬ Моника уверена, что Липецк — от- личное место для её специальности и научных разработок. Со времён бакалавриата она занимается моде- лированием температурных полей полосы и рабочих валков стана горячей прокатки. — Звучит сложно, но на самом деле всё не так страшно, — смеётся девушка. — Когда прокатывают сталь, нужно знать температуру, а померить её во время работы оборудования на определённой толщине невозможно. Бывают погрешности, специфические условия, которые нужно учесть, чтобы получить качественный продукт и чтобы производство не останавливалось. Модель помогает понять причины и следствия. Например, в этом месте температура поднялась слишком высоко, поэтому мы получили не то что хотели. Мозговой штурм, обычный разговор, беседы со специалистами — всё мо- жет стать толчком для идеи. Зачем придумывать, а потом искать этому область применения? Тема Моники сразу закрывала реальную потреб- ность. Девушка пыталась понять: что нового может добавить в вы- бранную сферу. Этот процесс — синтез анализа и творчества. Моделирование — всегда немного эксперимент. Система работает не в реальном времени, а до или после проката, чтобы протести- ровать технологический режим. Можно взять любые входные данные: придумать и посмотреть на работу агрегатов в новых усло- виях, загрузить реальные цифры и попробовать улучшить качество продукта. — С каждым годом модель стано- вится всё сложнее и учитывает больше факторов, — объясняет Мо- ника. — Я взаимодействую с Новоли- пецким комбинатом, который вводит свои данные. Мне они нужны, чтобы доказать — система работает. В исследованиях всегда важно дви- гаться небольшими шагами. Выде- лять в теме более узкое направление, искать определённый объект. Мони- ка начинала с небольшого участка стана. Потом постепенно добавляла к нему другие, чтобы охватить весь агрегат. В аспирантуре работает над повышением точности модели: теперь в ней учитываются погрешности показаний датчиков. Моника занимается темой уже шесть лет, но простор для новых исследова- ний всё ещё огромный.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz