Лица (г. Липецк), 2023 г.
31 Для любого мастера это похвала: есть последователи, которые до- стигли высот и продолжают зани- маться нашим общим делом. — Разве раньше к народному искус- ству так не относились? —Объясню разницу на примере. В 90-х, уже после окончания учёбы, меня в одном из городов Липецкой области пригласили на День города. На ярмарке мастеров, где была и я со своими свистульками, один — Вечная борьба старого и нового. А художник должен чтить традиции? Или адаптировать искусство для молодёжи? —Многое зависит от личности художника. От того, как он живёт и работает. Гончарное дело в нашем регионе — изначально мужское. У женщин другая моторика, своё понимание сюжета и композиции. Другой уклад жизни. Для меня бу- дет настоящим испытанием сде- лать то, что десятилетиями делал В добровской традиции моя главная заслуга — ученики. Последователи, которые перенимают мои знания. Я учу детей лепить. Ведь игрушка прежде всего для них и про них. Они более смелые в творчестве, привносят много нового, необычного ребёнок до слез просил маму купить глиняную игрушку. А мама сказа- ла: «Это какая-то ерунда. Пойдём, я лучше куплю тебе мороженое». И оттащила от игрушек. Тогда никто не понимал, что это и зачем. Сей- час люди не только любят наши промыслы, но и разбираются в них. Отличают романовскую традицию от добровской. Да и в целом стали более бережно относиться к стари- не. Найденную на чердаке вещицу не сожгут, как поступили бы ещё не- сколько лет назад, а отнесут в музей. потомственный мастер народной игрушки. Но без копирования не обойтись. Придётся проникнуть- ся пластикой мастера, его образом мысли. Работать условно в том же пространстве и на той же высоте табуретки. В каком-то смысле, жить чужой жизнью, освоить и присвоить опыт. Без этого в будущее не войдёшь. До- стиг определённого совершенства в деле — можно идти дальше. Потому что будет позволено больше. Очень интересно наблюдать, как мои ученики воплощают в современном дизайне образ добровской игрушки. Она минималистична, органична, легко организует пространство во- круг себя. Как настоящая скульптура. Я вывела для себя формулу. Не нуж- но «умирать» ради традиции. Ме- тафорически. Как художнику и как личности. Потому что традиция — это жизнь. Текст Роман ВЕРНИГОРА Фото Екатерина ШВЕЦОВА Главная миссия Светланы Пастуховой — обучать своему ремеслу молодых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz