Лица (г. Липецк), 2023 г.
НОЯБРЬ 2023 № 11 30 Светлана Пастухова — художник-керамист, народный мастер России, преподаватель. Лауреат премии «Хранитель традиций» за сохранение и развитие традиционной региональной керамики. В творческом портфолио Светланы — десятки художественных выставок, сотни глиняных и керамических изделий. Многие работы хранятся в музеях России. Главный объект её внимания — добровскую игрушку — любят и ценят в Липецкой, других областях и даже за рубежом. Светлана проводит многочисленные мастер- классы и творческие встречи. А ещё передаёт свои знания молодым ученикам в собственной мастерской. СПРАВКА Студия Timpol's studio Реклама Есть так называемый «товарняк». Лепишь одну и ту же свистульку, предположим, раз за разом и на- капливаешь мастерство. Совсем другой уровень — когда предстоит делать сложную композицию. Нужно знать технологию изготовления, иметь пространственное и образ- ное мышление. Не каждый мастер сможет, например, хорошо романов- скую «Тройку» слепить. ЖИТЬ ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ — В 2021 году добровскую игрушку взяли под государственную охрану. Что-то изменилось с тех пор? —Мне как носителю традиции стало легче. Миссия передачи знаний почти что выполнена. Мои ученики и дальше будут заниматься игруш- кой. Неважно, когда, хоть на пенсии. Лепка заложена в моторной памяти. Мои сыновья, например, участвуют в выставках, в том числе всерос- сийских, международных. Можно сказать, они потомственные кера- мисты. С детства знакомы с гон- чарным кругом. Нет-нет да и сядут что-то полепить. Младший сын Глеб учится на дизайнера, разработал Змея Горыныча в стиле добровской игрушки. Очень крутая вещь. Он молодой, наследует дело родителя. И воспринимает через современный дизайн всё то, что я — через народ- ных мастеров. А те — через своих наставников. Тогда и появляется плодородная почва для развития сюжетов через форму, декор, коллективное взаи- модействие мастеров. Добровские гончары игрушки делали в основном для своих детей, на продажу редко выставляли — горшки считались ценнее и престижнее. Простые сюжеты, из основных — птицы, животные, люди (баба и мужик). — Романовский и добровский про- мыслы развивались в одном регио- не. И всё-таки они очень разные. По- чему романушка ценилась больше? — В Добром никогда не было именно игрушечного промысла. А с 90-х годов ХХ века и гончарный про- мысел утих. Промысел — это когда ремеслом занимается много людей. Лаконичные, не очень броские формы. В основе бабы и мужи- ка — гончарная рюмка-чашка. Скрутил такую, перевернул — вот и туловище готово. У романушки очень много скульптурных налепов, укра- шенных серебрянкой. Она всегда такая декоративная, живописная. Всё блестит, разноплановые сюжеты. И лепили её часто не гончары, а отдельные мастера–игру- шечники. «Мы об горшки рук не мараем», — говорили они. Романушка всегда хорошо продавалась. Побродишь гла- зами по прилавку и не найдёшь игрушку, украшенную полно- стью. Только голова блестит серебром да золотом. А сзади глина светлая. Этого доста- точно, чтобы к игрушке подошли. — В любом творчестве часть работы — это авторский замысел. Вы знаете, какой игрушка получится в конце? — Любопытно. Быва- ет, лепишь и лепишь. Задумал одно, а в конце получилось совсем другое. Но вообще, планирование нужно. Предположим, ребё- нок лепит игрушку. Вот сколько он из комка глины отведёт на лапки, сколько на туловище — вот вам и крохи автор- ского замысла. А когда ты занимаешься слож- ными работами, то без плана вообще никуда не продвинешься.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz