Лица (г. Липецк), 2023 г.
29 — Слово «игрушка» у многих не ассоциируется с делом, с которым можно связать свою жизнь. Чем вас так зацепило ремесло? — С керамикой и непосредствен- но гончарством я по-настоящему познакомилась в университете. Именно тогда меня поразила игрушка, её проявленность через особый смысл и видимую просто- ту. Берёшь кусок грязи, лепишь из неё что-то, добавляешь глазки, улыбку. Не понравился результат — немного воды и начинаешь заново. А понравился, обжигаешь — и всё это переживёт века, став свое- образным посланием потомкам. Игрушка меня заворожила. С ней ты понимаешь — всё в твоих руках. Буквально из ничего получается всё. Не зря считается, что Господь сделал человека из глины. — Кто помог вам найти контакт с глиной? Компактное гармоничное тело, аккуратные округлые руки, добрые внимательные глаза. О добровской глиняной игрушке много говорят лишь в последние пять лет. До сих пор её оттесняет пёстрая свистулька-романушка. Но только не для Светланы Пастуховой. Вот уже больше половины своей жизни она занимается лепкой изделий в традиции села Доброе Липецкой области. Рассказывает о них всей России и отстаивает место в истории народных промыслов. «ЛИЦА» поговорили с мастером о добровской игрушке, оказавшейся в тени славы романушки, и о том, как бывает тяжело мастеру следовать по пути традиций. — До определённого времени как было? Если ты где-то нарисовал лишнюю пуговку — значит, негодяй, еретик, извратил наследие. Но каж- дому художнику хочется иметь своё «лицо». И потому я «свободно самовыражаюсь» как автор зачастую отдельно от традиционного ремесла. В добровской традиции моя главная заслуга — ученики. Последователи, которые перенимают мои знания. Я учу детей лепить. Ведь игрушка прежде всего для них и про них. Они более смелые в творчестве, привно- сят много нового, необычного. Взять, сохранить, передать — моя миссия. «ТЫ ЧТО, ЦАРЯ СЛЕПИЛ?!» — Почему добровская игрушка долго оставалась безызвестной? — Если коротко: это никому не было нужно. В основном игрушкой зани- мались потомственные гончары. Для детей, для себя, для досуга — то есть в свободное от горшков и кувшинов время. После революции это занятие вообще считалось опасным — устраи- вали гонения. Иван Гункин, мастер романовской игрушки, рассказывал, что принёс как-то на рынок гене- ралов. Обычный для него сюжет. А ему: «Ты что, царя слепил?!» Чуть не посадили. Сказалась и миграция мастеров из Доброго. В какой-то момент о доб- ровской игрушке просто позабыли. Не прибыльное это дело. — На худграфе нас, студентов, при- вели к народным мастерам Рос- сии — Ивану Фёдоровичу Гункину и Ивану Константиновичу Пустова- лову. Посчастливилось занимать- ся у обоих. Пустовалов учил нас добровской игрушке. Настоящий гончарный цех. Располагался в хра- ме; сейчас его, конечно, возвратили епархии. Но там было всё: гипсовые формы, бочки с глазурью, большая тоннельная печь для обжига кера- мики. Вначале загружаешь изделие, в конце через сутки его вытаски- ваешь. С одной стороны — это дань традиции, а с другой — современное производство. Вот эта одновре- менно локальность и глобальность до сих пор во мне живёт и меня питает. — Вы теперь тоже мастер со своими учениками, своей техникой лепки. Сохраняете ли в своих работах доб- ровские секреты в исконном виде или добавляете что-то своё? Формы игрушек лепятся вручную Сложные фигуры Богатый декор: позолота, серебрянка, налепы, процарапывание, оттиски, засечки, гравировки Большая яркая палитра, окраска в два – три цвета и более Десятки образных сюжетов: птицы-свистульки, женщины в головных уборах, птицы Сирин, всадники, домашние животные, сложные композиции («Тройка») Игрушки изготавливали отдельные мастера-игрушечники Форма женских и мужских фигур изготавливается на гончарном круге Минималистичные фигуры Скупой декор Основные цвета насыщенные и неяркие: коричневый, красный, жёлтый, оранжевый, зелёный Простые традиционные сюжеты: барыня, кавалер, собака, всадник, свистульки в виде птиц и оленей Игрушки изготавливали гончары ДОБРОВСКАЯ ИГ РУШКА РОМАНОВСКАЯ ИГ РУШКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz