Лица (г. Липецк), 2023 г.

Лица (г. Липецк), 2023 г.

29 Камера находилась иногда на пя- тачке, перемещаться запрещено, иначе для съёмочной группы санкции. Требовалось мгновенно находить решение, ориентиро- ваться в том, что происходит здесь и сейчас, снимая пиковые моменты истории. Второго дубля не будет. Погодные условия — пробле- мы твои. В ухо, как оператору на трансляции, никто не подсказы- вает: какой ракурс, план выбрать. Одна из самых сложных — сьёмка прыжков на трамплине. — Говорят, вам как-то удалось обвести вокруг пальца службу без- опасности Пола Маккартни. —Мы снимали фильм «73 часа Пола Маккартни в России». У му- зыканта был контракт с ВВС на все эксклюзивные сьёмки в России. Нам разрешили снимать минимум: приезд в отель, пресс-конферен- цию на Красной площади и всё! Сотрудники службы безопасности Пола Маккартни, мы их называли «ищейки», следили, чтобы никто не снял лишнего. Это же большие деньги. И вот подготовка к концер- ту. Всем операторам приказали вы- ключить камеры и закрыть объек- тивы. А моя крепко зафиксирована и направлена на сцену, где я уже снимал Пола с начала репетиции. Все сигнальные знаки отключены. За светозащитным устройством не видно открытый объектив. Я в стороне от снимающей всё время камеры. Никто не подошёл ко мне, не усомнился, что съёмка ведётся. Когда потребовалось по- менять план, понял, что меня «за- пеленговали», и, не глядя в видоис- катель, небрежно отвернул камеру, но с прицелом. Теперь она снимала то, что происходило на огромном экране Красной площади. Так всё событие было у нас в руках. Северный полюс — Раненбург — Сейчас вы больше преподава- тель, чем оператор. Эта роль вам даётся сложнее? — Нет. Мы же радуемся успехам своих детей! А наши студенты — то же самое. Шутят, что у меня второй брак — женат на кафедре операторского искусства. И каждый раз на вступительных экзаменах надеюсь: вдруг кто-то из Чаплыгина решит научиться кинооператорскому искусству — самой лучшей профессии в кине- матографе. —Фотографией заниматься не бросили? — Что вы! Нет, конечно! Невозможно лишить себя такой радости творчества и гимнастики ума. Разумеется, мир не перевернётся, если я не сниму какой-то кадр. Но я-то долго буду мучиться, что упустил шанс получить неведомое мне изображение, с каким-нибудь настроением и состоянием души. — В фильме «Полярник», где вы вы- ступали ещё и как автор сценария и режиссёр, есть кадр — как привет для жителей Липецкой области. Это ваших рук дело? — Да. Я спросил штурмана на атом- ном ледоколе, какое примерно расстояние до моего родного Чаплыгина? Он на капитанском мостике произвёл расчёты. Я выпилил из фанеры указа- тель-стрелку и написал: «Ранен- бург — 4600 км». Она хранится у моего брата Александра в Ча- плыгине. Когда стоишь в воро- тах Нижнего парка и смотришь на реку, видно крышу его дома. Он построен на родительской земле. Нас в семье пятеро. Младший брат, Юрий, — полковник МЧС, участво- вал в спасении людей на Сахалине, когда землетрясение стёрло целый посёлок Нефтегорск. Награждён орденомМужества. Старший, Вла- димир, до выхода на пенсию был юристом. Оба живут в Липецке. Галина работала в школе учителем иностранного языка. — А если бы вы снимали докумен- тальный фильм про себя, какие кадры там были бы непременно? — А я его снял уже! Все снятые мною кадры разных фильмов — мой мир. Зритель смотрит моими глазами. Вот и всё. Это счастливое состояние. Текст Марина КУДАЕВА Фото архив Николая Волкова Каждый раз на вступительных экзаменах надеюсь: вдруг кто-то из Чаплыгина решит научиться кинооператорскому искусству — самой лучшей профессии в кинематографе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz