Лица (г. Липецк), 2023 г.

Лица (г. Липецк), 2023 г.

27 — Николай Васильевич, в вашей фильмотеке более 90 фильмов. Как вы поняли, что быть оператором — это ваше? — Я вообще не собирался им становиться! Да и фотографом — тоже. Мой папа Василий Иванович Волков был известным фотогра- фом в Чаплыгине. В следующем году им с мамой исполнилось бы по сто лет. И иногда я помогал ему в лаборатории. Красный фонарь, запах химических растворов. Ужас! Ребята в футбол играли, а я в тёмной комнате перекладывал фотографии из воды в закрепитель. И не испыты- вал никакого желания к этому. Папы не стало внезапно и трагиче- ски в мае 1968-го. Директор школы Виктор Константинович Седых предложил мне 16-летнему про- явить все папины плёнки. А даль- ше — сьёмки в школе разных меро- приятий. Собирался стать военным фотокорреспондентом — понял: не моё. Хотелось творчества. И по- том, уже после армии, с четвёртой попытки поступил во ВГИК. На собе- седовании на вопрос, почему я ре- шил стать кинооператором, честно ответил, что хочу получить творче- ское фотографическое образование и всё. И выдающийся кинооператор, завкафедрой Анатолий Дмитрие- вич Головня сказал: «Посмотрим, Николай Волков, кинооператор, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, почётный профессор, заведующий кафедрой кинооператорского искусства Санкт- Петербургского государственного института кино и телевидения. Лауреат международных, всесоюзных и российских кинофестивалей. В 2022 году кафедра награждена профессиональной премией «Белый квадрат» в номинации «Операторское признание» гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России. СПРАВКА Сложилось как в кино — В игровом кино сценарий. А в до- кументальном? Как предугадать, что произойдёт дальше? — Чтобы снимать документальное кино, оператор должен иметь замысел и знать, конечно, технологию сьёмки, а ещё уметь видеть, терпеливо наблю- дать за происходящем, не вторгаясь в другую жизнь. И да, обладать способ- ностью предвидеть развитие ситуации. Когда переходишь от одной крупности к другой, не выключая камеры, про- должаешь пропускать через себя всё, что видишь в видоискателе, слышишь своё сердцебиение. И всё происходит так, как будто ты управляешь происхо- дящим. И тебе всё время везёт и везёт! И я замечал, чем люди проще, тем сво- боднее перед камерой. — Вы как-то провоцировали героев? — Никогда этим не занимался. Бывало, ставлю камеру, делаю что-то вокруг камеры и на неё перестают обращать внимание, а в это время она снимает. Использовал и подготовленный экс- промт: когда переходишь в другую точку и делаешь вид, будто не снимаешь. Ориентируешься не на героев, а на их На съёмках фильма-портрета «Родина моя Сибирь» с героем картины Виктором Астафьевым (в центре) и режиссёром Михаилом Литвяковым (справа). насколько вы любите только фото- графию». Я поступил в мастерскую игрового кино. Приоритет к документальному возник случайно. Со студен- том режиссёрского факультета оказался на репетиции в Театре на Таганке. В результате сняли документальный фильм-портрет о главном режиссёре театраЮрии Петровиче Любимове. Показа- ли наше творение на киностудии документальных фильмов в Ленин- граде и получили предложение снять плановую работу — цветной фильм «Похвала почтовому ваго- ну». Потом был переезд в город на Неве, работа с выдающимися режиссёрами-документалистами: Валерием Наумовым, Людмилой Станукинас, Павлом Коганом, Ири- ной Калининой, Михаилом Литвяко- вым, Николаем Обуховичем, Юрием Заниным. Снимал и игровые филь- мы: «Луна в зените» со Светланой Крючковой в роли Анны Ахматовой, «Нелегал» с Алексеем Серебряко- вым. Я понял, что документальное кино — это высший пилотаж для творчества. В игровом можно сде- лать всё, как хочется. А уж тем более используя компьютерные техно- логии. Это всё равно придуманный мир. В документальном кино другое дыхание. Ощущения более глубо- кие. Реальному кадру веры больше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz