Лица (г. Липецк), 2023 г.

Лица (г. Липецк), 2023 г.

13 Дальний предок валторны — сигнальный рог — был длинным и неудобным в транспортировке. Люди ре- шили его закручивать. И сделали инструмент с мяг- ким и бархатным звучанием. А ещё — самым сложным в освоении по версии Книги рекордов Гиннесса. В него нужно особым образом подавать колебания воздуха, а не просто дуть. К тому же управляться с вентильным механизмом. В симфоническом оркестре у валторни- стов дополнительные сложности. — Раньше инструмент мог исполнить ограниченный набор звуков, потому что не имел вентилей, — объясняет Андрей. —Музыканты меняли валторны, а в партитурах было отмечено, какую взять для следующего отрывка. Сейчас мы играем на одной. При этом нужные звуки аб- солютно не совпадают с нотами. Всё приходится менять на ходу. Устоявшаяся традиция: дополнительно ломать себе голову. Валторну любили Рахманинов и Чайковский, Моцарт иШтраус, Гайдн. Они отдавали ей самые красивые, мелодичные соло и писали для неё целые концерты. Материала хватит на два отделения, но для этого у соли- ста должна быть железная выдержка. — Такие программы собирают под конкретного валтор- ниста, — признаётся Андрей. —Они очень редкие и экс- клюзивные. Мало кто обладает нужными навыками. Интрига экспериментов Андрей участвует во многих новаторских проектах. На- пример, в этом году Липецкий духовой оркестр сыграл концерт «Балалайка, виолончель и медные трубы». Несколько известных и востребованных компо- зиторов переложили для него свои произве- дения. — Это была мировая премьера подобного концепта, — с гордостью рассказывает валторнист. — Раньше никто не писал для такого сочетания. Любая музыка — фейерверк, но такая — салют за окном, на котором висит тюль. Хочется его приоткрыть, прикоснуться к отдалённым и как бы отречённым звукам. С виолончелисткой Эльвирой Боковой, которой принадлежала идея концерта, Андрей создал дуэт «Транскрипция». Тоже не самое заезженное сочетание. Музыкантам приходится самим делать аранжировки известных произведений. Скоро будут играть в Липецке, Тамбове и других городах. Андрей отлично справляется и с соло, и с ра- ботой в команде. Ещё на первом курсе колледжа искусств попал в Липецкий духовой оркестр Дома музыки под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Василия Зба- ражского. В нём валторна — аккомпанемент. Она подчёркивает слабые доли. — Люблю наш классический репертуар, — признаёт- ся Андрей. — Есть условно две папки: в одной танго, фокстроты, пасодобли, краковяки. В другой — марши, вальсы и всё на свете. Какую-то из них на выступлении точно отыграешь. Но мне до сих пор не надоело. Здесь не может быть полутонов. Должно искренне нравиться то, что ты делаешь. Приносят новые партитуры — в коллективе оживление. В процессе разучивания всегда интрига. Споры, неволь- ная конкуренция, обсуждения с дирижёром. Включение в работу на 200 процентов. Дух рока Недавно духовой оркестр решился на смелый шаг. За две недели подготовил, а потом с аншлагом «отгро- мыхал» программу «Эволюция рока» с приглашённым дирижёром. Постоянная аудитория удивилась. А в зал пришли новые слушатели, привлечённые жанром. К о г д а в а л т о р н и с т з а с о в ы в а е т р у к у в р а с т р у б , э т о н е з н а ч и т , ч т о о н ч т о - т о т а м и щ е т . О н к о н т р о л и р у е т з в у к о и з в л е ч е н и е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz