Лица (г. Липецк), 2023 г.
В этом году академический театр Толстого закрылся на ремонт. Во время работ под гипсокартонной обшивкой стен в фойе второго этажа строители обнаружили фрески, выполненные в практически исчезнувшей сегодня технике сграффито «Стройка с самого начала стала род- ным детищем трудящихся Липецка. По призыву и по примеру рабочих заводов «Свободный сокол» и труб- ного на строительной площадке с первых дней работали добро- вольные помощники — посланцы трудовых коллективов предприятий и учреждений. Здесь побывали тысячи липчан, и каждый внёс свой трудовой вклад. Особенно горячо работали на стройке школьники. Вместе со взрослыми они оказали строителям весомую помощь», — писала газета. 6 ноября 1968 года Липецкий областной драматический театр от- крыл свой новый сезон в только что сданном строителями здании на 841 место грандиозной постановкой шолоховского «Тихого Дона» (режиссёр Алексей Найдёнов). Пе- режив две экранизации в кино, это произведение впервые появилось на театральной сцене именно в Ли- пецке. Первыми зрителями стали строители и партийно-хозяйствен- ный актив города. ЗАВЕСА ОТ МИРА Хотя воздушное и современное зда- ние театра быстро стало визитной карточкой советского Липецка, его архитектурный стиль воспринимал- ся неоднозначно. По задумке архитектора Бубнова светящееся изнутри здание театра должно было украшать вечер- ний город блеском и привлекать зрителей. Однако театралы и главный режиссёр Владимир Пахомов считали, что виды горо- да, открывающиеся из окон, могли отвлечь зрителей в фойе в антракте от атмосферы спектакля. Из-за этого театр даже собирались реконструи- ровать — заложить оконные проёмы кирпичом. Но разрешение на переделку фаса- да получено не было. Компромисс всё же нашли — повесили на окнах плотные тёмные шторы. ЦЕННАЯ НАХОДКА В этом году академический театр Толстого закрылся на ремонт. Во время работ под гипсокартонной обшивкой стен в фойе второго этажа строители обнаружили фрески, выполненные в практически исчез- нувшей сегодня технике сграффито. Рисунки сначала процарапываются на цветной штукатурке, а затем пропи- сываются. Древнейший вид декориро- вания. Наскальные рисунки, античные вазы — это всё сграффито. Техника активно применялась в со- ветском монументальном искусстве. Фасады украшали образы строителей коммунизма, покорителей космоса, пионеров, а в 90-е годы эти рисун- ки принялись усердно закрашивать и демонтировать. Так получилось и с панно в театре Толстого. По сюжету эта фреска не имеет ничего общего с политикой и идео- логией. Стены расписывала бригада Московского художественного фонда. Художники изобразили историю раз- вития театра от драматургии «плаща и шпаги» Карло Гольдони до «Опти- мистической трагедии» Всеволода Вишневского. Возглавлял бригаду знаменитый монументалист и график Константин Эдельштейн, он и автор эскиза. В архитектурном ансамбле у фрески своя роль. Яркое цветовое пятно должно было просматриваться сквозь прозрачные окна с каскадной лестни- цы перед театром, которую продол- жает лестница внутри здания. Уникальное панно решено сохранить. Над его восстановлением сейчас работает эксперт по сграффито и монументальной живописи, препо- даватель Российского государствен- ного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Денис Губарев («ЛИЦА» писали о нём в№ 10 за 2022 год). Этой осенью для липчан откроется обновлённый театр. Заменят витражи, люстры, установят рояль. Перед спек- таклями и в антракте зазвучит музыка в исполнении артистов Липецкой государственной филармонии. На вто- ром этаже разместят музей, открытый к 100-летию театра. С мраморного пола снимут ковровое покрытие, а с окон уберут шторы. И задумка советских архитекторов всё-таки воплотится в жизнь. Текст Ольга ЖУРАВЛЁВА Фото Г еннадий ЛОГУНОВ, Николай ЧЕРКАСОВ ИЮЛЬ 2023 №7 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz