Лица (г. Липецк), 2023 г.
С момента основания в 1921 году липецкий театр размещался в бывшем здании курзала, плохо приспо- собленном для драма- тических постановок. Новое соору- жение начали возводить в 1966 году на площади, которая тогда называ- лась Красной, а после его открытия переименована в Театральную. ШЕДЕВР АРХИТЕКТУРЫ Здание построили за рекордные 27 месяцев вместо положенных по норме Госстроя 32. Автор проекта, совершенно изменившего облик цен- тра города, Марк Бубнов вспоминал: — Работа началась с изучения участ- ка, отведённого под строительство. В наше распоряжение предоставили самолёт. В течение часа мы летали над районом и убедились, что участок отвечает всем условиям. По первоначальной задумке здание театра должно было располагаться значительно ниже. Уже заложили фундамент, но вскоре строительство прекратили. Как оказалось, к лучшему. Место, где построили новый театр, гораздо удачнее. Самая высокая точка холма просматривается даже с проти- воположного берега реки Воронеж. Местоположение и предопределило весь замысел проекта. —Мы поставили перед собой за- дачу — создать такое сооружение, которое бы органически слилось с рельефом. К нам неоднократно М арк Бубнов, з аслуженный архитектор РСФСР Работа началась с изучения участка, отведённого под строительство. В наше распоряжение предоставили самолёт. В течение часа мы летали над районом и убедились, что участок отвечает всем условиям обращались заказчики из разных го- родов с просьбой о повторном при- менении проекта липецкого театра. Но мы каждый раз убеждались в том, что это невозможно из-за неповтори- мой градостроительной ситуации, — вспоминал главный архитектор. Расположение театра на холме повлияло и на планировку при- легающей территории. Здание с перепадом по рельефу в 14 метров благоустроили каскадом лестниц с гранитными ступенями, фонтанами, оригинальной системой наружного освещения и театральным сквером. Получился гармоничный ансамбль. ОТ СОЗДАТЕЛЯ ПОСОЛЬСТВА В ПАРИЖЕ Липецкий театр стал первым боль- шим культурным проектом архитек- тора Бубнова. До этого были много- этажки в столице. Кроме липецкого под его руководством возведены театры в Абакане и Кызыле, а также кинотеатры в Москве, Риге, Киеве, Белгороде, Кисловодске и других городах. Бубнов известен и как автор двух зарубежных проектов — телебашни в Багдаде и посольства СССР в Париже. При строительстве театра приме- нялись все самые современные на тот момент архитектурные формы и материалы: каменная штукатурка фасадов с использованием мрамор- ной и слюдяной крошки, облицовка наружных и внутренних стен цветным гранитным сколом, мраморные полы и лестницы, буковая древесина и ков- ролин для отделки зрительного зала, декоративные акустические светиль- ники. Стены в фойе расписали сцена- ми из истории театрального искус- ства. Работы в очень короткие сроки выполнили московские мастера. Центральный вход украсил барельеф из кованой меди, изображающий Аполлона на колеснице, запряжён- ной четвёркой коней, как символ вечного стремления к гармонии в искусстве. Театр оснастили прогрессивным для того времени сценическим обору- дованием, в том числе новейшей системой управления спектаклем типа «Старт» и системой кондицио- нирования воздуха. Здание театра строилось 2 7 месяцев — с августа 1966-го по ноябрь 1968 года НАРОДНАЯ СТРОЙКА Строительством занимался трест «Жилстрой». Специальную деле- гацию рабочих отправили в Виль- ню — освоить каменно-гранитную штукатурку. Немалые трудности пришлось пре- одолеть электрикам, чтобы по слож- ной схеме скрытой электропроводки установить светильники внутри и снаружи театра. Галереи и рабочее оборудование сцены монтировали высотники, прибывшие со строи- тельства стана 2000 НЛМК. Облицовку мрамором проводили старейшие работники московского «Метростроя». «Областной театр — стройка на- родная!» — эта рубрика появлялась на страницах газеты «Ленинское знамя» более двух лет. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz