Лица (г. Липецк), 2023 г.
29 идею. Сегодняшнее поколение реагирует на картинку, его отли- чает тотальная визуальность. Тем не менее психологи до сих пор спорят о существовании клипового мышления. На эту тему пока нет серьёзных исследований. Удерживать внимание студентов в аудитории, правда, непросто. Когда я начинала работать, мне было 24, мои ученики — практиче- ски ровесники. Но мне с ними было легче чем сейчас. Стоит отвлечься, как студенты сразу тянутся к те- лефону. Легко осваивают только упражнения на репродукцию — сделать, как в образце. Там, где надо подумать, привести примеры, им уже сложно. Общество стало другим, технологический прогресс не остановить. Скорее всего, будет сформирован другой тип мышле- ния и восприятия. — Вы анализировали язык совре- менной рекламы. Он тоже связан с клиповым мышлением? — Я исследовала язык рекламного текста глянцевых журналов. Этот вид рекламы как раз и ориенти- рован на аудиторию с клиповым мышлением. Максимально ко- роткий текст, предельно простые синтаксические конструкции. Ты посмотрел, запомнил, читать ниче- го не нужно. И это не объясняется лишь экономией печатной площа- ди. Картинка может быть на целый разворот, а слов мало. В 90-е годы, когда глянец только появился в России, рекламный текст был гораздо длиннее. ЭКОНОМИМ РЕЧЬ? — Борьба с заимствованиями в русском языке. Насколько она обоснована? — В последние годы отовсюду раз- даются крики: пожар! что делать? В русском языке столько заимство- ваний! Но язык постоянно разви- вается, это живой организм. В 90-е на изменение языка повлияли внешние причины — свобода слова, переход к рыночной экономике, политический плюрализм, техни- ческий прогресс. Как следствие, пришли в движение внутренние законы языка, например, закон речевой экономии, появились новые аббревиатуры, высказывания стали более короткими. Речевая агрес- сия — тоже наследие того времени, ток-шоу, хлынувших на экраны. Заимствования неизбежны. Посте- пенно язык сам очищается от ненуж- ного. К примеру, вышли из употреб- ления слова «видеомагнитофон», «пейджер» и многие другие. — Англицизмы не раз уже предлага- ли ограничить законодательно. — Эта борьба ведётся время от времени. Есть названия предметов, у которых просто нет аналогов на русском. Можно использовать только целый описательный оборот. А это неудобно, и здесь начинает действовать закон речевой экономии: выдать больше информации при минимуме языковых знаков. Поэтому не думаю, что законодательные ограничения будут эффективны. Хотя злоупотребление англицизмами налицо. Читала российские издания международных глянцевых журналов. В одном предложении из десяти слов три непонятны. Вот над этим нужно работать — тексты должны быть доступными для всех. — А как быть с молодёжным сленгом, он тоже «засоряет» язык? — Этот жаргон был всегда. Вырастает новое поколение — проходит 10-15 лет, и появляются новые слова. Воронежский лингвист Иосиф Стернин прогнозировал, что к тридцатым- сороковым годам XXI века состояние русского языка стабилизируется. Одни слова уйдут в пассивный запас, устареют, а другие появятся и станут общеупотребительными. Поэтому не стоит переживать. — Как часто меняются правила русского языка? Вы не считаете их избыточными или устаревшими? —Мы пользуемся правилами, утверждёнными в 1956 году. Конеч- но, часть устарела. Нужна огромная работа, чтобы всё пересмотреть, структурировать, апробировать, издать, а затем внедрить в школах. Процесс очень трудоёмкий и поэто- му медленный. Одним законопроек- том здесь не обойтись. Но и наро- чито упрощать правила не нужно. Наверное, стоит выявить глобаль- ные тенденции, а базу всё-таки оставить прежней. — Когда вы слышите неграмотную речь, не хочется поправить? — В личном общении неграмотность меня не коробит. Никогда не возьмусь поправлять человека, просто сделаю вид, что не заметила. С близким человеком произнесу слово правильно, возможно, даже в другой момент, в надежде, что он обратит внимание. Но намеренно указывать никогда не буду. Это некорректно. В последние годы отовсюду раздаются крики: пожар! что делать? В русском языке столько заимствований! Но язык постоянно развивается, это живой организм. Постепенно он сам очищается от ненужного. К примеру, вышли из употребления слова «видеомагнитофон», «пейджер» и многие другие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz