Лица (г. Липецк), 2023 г.
25 К ак-то, разбирая архивы, Светлана нашла свои школьные тетради по английскому языку. Наткнулась на традиционное сочинение «Кем я хочу стать». В глаза бросились слова: «Думаю, что моя жизнь будет связана с математикой». Так и вышло. ЗАДАЧА В СМАРТФОНЕ Больше 20 лет Светлана преподаёт математические дисциплины в Ли- пецком политехе. Любимый пред- мет — уравнение математической физики. В основном работает со сту- дентами младших курсов. Задача самая сложная и ответственная. — В вуз приходят выпускники с раз- ной базой, а преподавать нужно одинаково для всех, — говорит Свет- лана. — Приходится привыкать к но- вым требованиям, иногда болезнен- но. Но уже после первой сессии всё меняется. Студенты адаптируются и успокаиваются. Конечно, если до- кументы в вуз поданы под напором родителей, ничего хорошего из это- го не получится. Придётся себя ломать, а значит, не будет никакого развития, творчества. Здесь очень деликатный момент, и преподава- тель должен это вовремя разглядеть и помочь. Возможно, даже поменять направление. В течение семестра она тоже меняет стиль преподавания. Сначала озвучивает студентам план работы. А уже по результатам первых срезов и ответов корректирует его. Добавляет новые технологии обучения или пересматривает методику подачи информации. Инновации внедряет постепенно. — Сегодня смартфон — продолжение руки студен- та, — шутит наша героиня. — На занятии может возник- нуть ситуация, когда ответ нужно поискать в источ- нике. Не вижу ничего страшного, если мы найдём его в отсканированной книге. И применим теле- фон с пользой. Я — за такой формат обучения. Подсказы- ваю студентам ресурсы, которым можно доверять. НИКАКОЙ СТАГНАЦИИ В конце прошлого года Светлана стала победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей школы» в номинации, посвящённой инновационным методикам препо- давания, а её имя включили в Книгу почёта преподавателей вузов РФ. На суд экспертов она отправила объёмное портфолио, в котором представила все направления профессиональной жизни, начиная с образовательного и заканчи- вая научным и воспитательным. На конкурс прислали более тысячи заявок со всей страны. Результаты работы Светланы признали одними из лучших. В этом она тоже видит свою мис- сию. Быть примером для студентов. Не просто стоять у доски. Пробовать силы в конкурсах. Заявлять о себе на разных уровнях. Светлана — автор множества методических пособий и разработок. Главная цель — понят- ным языком рассказать студентам о сложном. Высшее искусство выс- шей математики. В прошлом году её рабочая программа заняла второе место во всероссийском конкурсе. А учебное пособие признано одним из лучших в стране. — Студенты меняются, — говорит Светлана. — И в этом интерес нашей профессии. Нет стагнации. Десять лет назад я написала учебное посо- бие, а сейчас его уже можно пере- рабатывать. Пришло другое поколе- ние, появилось что-то новое в науке. А значит, выяснить, что непонятно при изучении, какие примеры до- бавить. Не во всех учебниках есть разбор трудных моментов. Сложные задачи необходимы, чтобы побудить искать пути их решения. Простые — понять общий алгоритм. КОЛЕБАНИЕ СТРУНЫ Чтобы увлечь студентов третьего курса, Светлана предложила им ис- пользовать компьютерную програм- му для решения задач о колебании струны. — Самое интересное происходит, когда я показываю им результат на экране в виде анимации, — де- лится она. — Надо видеть их глаза. Я нажимаю кнопку, и профиль стру- ны дрожит. Важно поддерживать интерес, не ругать за ошибки, а мо- тивировать, подсказывать. Появятся пробелы — пропадёт желание учить- ся. Зато к концу семестра студенты всё решают самостоятельно и даже используют программы в других дисциплинах. Математику сравнивают с искус- ством. Но это и фундаментальная на- ука, развивающая логику и систем- ное мышление. Светлане врезалось в память высказывание Михаила Ломоносова, которое висело над до- ской в одном из классов 44-го лицея, где она училась: «…математику только затем нужно изучать, что она ум в порядок приводит». Математику иногда называют шестым чувством физики. В этой науке важна особенная интуиция, понимание её внутренней логики и гармонии. Для тех, кому это под силу, математика — сама жизнь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz