Лица (г. Липецк), 2022 г.

Лица (г. Липецк), 2022 г.

и философский». Козьма берёт лорнет и осуждающе смотрит на пе- рестройку. «У предательства нет природных корней», — будто говорит он. Этот лозунг начертан рядом. Мне посчастливилось однажды побывать на экскурсии Ивана Алек- сандровича. Каждому экспонату он давал слово. «Вот литературная скульптура. УМихаила Афанасьевича Булга- кова Маргарита летает на метле и бьёт стёкла. Мы дали ей свечу, отобрали молоток. Не женское дело — хулиганить. Пусть работает Мастер, а она рядом, со свечой», — рассказывал он. «А это Рюриковичи на вас глазе- ют»! — так Иван Александрович говорил о картонной инсталляции с бумажными острыми носами и выпученными глазами, располо- женной в переходе из одного зала в другой. Ведь князья Долгоруковы когда-то владели здешними земля- ми, селом Братовщина, деревней Белый конь. Кивер или малахай, то столет- ний чекмень, то зипун, резиновые сапоги или валенки — Христенко и сам был необычным. И в чём-то похожим на Козьму Пруткова. Такой же острый на язык, разговаривал афоризмами. Человек энциклопеди- ческого образования и склада ума, он сыпал цитатами из произведений Тургенева и любимого Льва Толсто- го. Что-то из задуманного им нам только предстоит постичь и рас- шифровать. Центральное место в картинной галерее Иван Александрович отвёл самодельной птице, скованной це- пями. Это олицетворение природы. Последние годы повторял: «Концеп- ция музея — спасение человечества через спасение природы. Загубим её — всё остальное не будет иметь смысла». ИСТОРИЯ ВПЕРЕМЕШКУ С АВАНГАРДОМ Зал Сергия Радонежского, посвя- щённый защитникам Руси, трёх русских революций, советских пятилеток — в каждом задержи- ваешься надолго. Пристально всматриваешься в экспонаты. За каждым — история. И люди. Отдельный зал музея посвящён Великой Отечественной войне. — Часть района была оккупирована. Вот справка Минобороны. Поража- ешься, как можно было в течение по- лутора суток подтянуть громадные резервы дивизииЮго-Западного фронта и отсюда двинуться в насту- пление? — рассказывает Надежда Крюкова. — Вот портрет развед- чика Ивана Пашкова. Того самого, которому Алексей Сурков посвятил балладу. А это портреты пятерых Героев Советского Союза — уро- женцев Долгоруково. Двор музея — его продолжение. При входе — колокольня Козьмы Пруткова. И он сам здесь же. Высо- ко сидит, взгляд направлен в сто- рону деревни Павловки. Напротив Козьмы скала-сарай с обозначе- ниями грандиозных битв — поле Куликово, Бородино, Грюнвальд, Полтава. Чуть поодаль «Приют боярыни Морозовой» — простой сарай с набором утвари и стена с еле видимыми чертами княжны Таракановой. Тут же есть и Рюрик, князь Долгоруков и Ольга Разу- мовская — мать Алексея Жемчуж- никова, создателя образа Козьмы Пруткова. Нашлось во дворе место и для героя Великой Отечествен- ной генерал-лейтенанта Ивана Руссиянова, который освобождал Долгоруковский район. В музее поселились царские се- мейства и представители дворян- ства, писатели и поэты, политики прошлого и современности, герои и простые труженики. Здесь можно встретить всё что угодно. Например, иконостас-инсталляцию. По сути, это история и выставка достижений Проработав директором музея более 30 лет, Иван Александрович передал этот пост дочери — Надежде Крюковой. Неизменным осталась атмосфера усадьбы и душевность, с которой нынешняя хранительница ведёт экскурсии. Бесплатные района вперемешку с авангардным искусством. Всё очень насыщенно, не как в привычном краеведческом, трудно выцепить и сконцентри- роваться на чём-то одном. Фото- графиями не передать объёмные скульптурные композиции и особую обстановку. И душевность, с которой нынешняя хранительница и дирек- тор музея Надежда Крюкова ведёт экскурсии. Бесплатные. Текст Марина КУДАЕВА Фото Павел ОСТРЯКОВ, архив музея-усадьбы «Край Долгоруковский» 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz