Лица (г. Липецк), 2022 г.

Лица (г. Липецк), 2022 г.

23 В основе её работ — само- бытная техника росписи, которую ещё называют «липецкой хохломой». Фабрика «Липецкие узоры» открылась в 70-е годы прошлого века, но сам промы- сел известен ещё с XVIII столетия. Из липы, которая росла в окрестно- стях в огромных количествах, дела- ли миски, ковши, чаши, ложки. В XIX веке с распространением фарфора и фаянса промысел едва не исчез. БРЕНД ГОРОДА Инициатором возрождения тра- диции в Липецке стал начальник областного управления топливной промышленности Евгений Чалых. Он организовал цех художествен- ной росписи на базе углебрикетной фабрики. За основу взяли тради- ционную хохлому. Но липецкие художники разнообразили роспись. Вдохновлялись богатой флорой и фауной. Работали тщательно, накладывая тени и создавая объём. Каждый элемент росписи, цветок или листок, выглядел словно живой. Липецкий стиль выгодно отличал- ся, был ярким, привлекал внима- ние. Если в хохломе преобладают красный, чёрный и золотой цвета, то в нашей традиции их гораздо боль- ше — бордовый, бирюзовый, оран- жевый, изумрудный. Изделия очень быстро заслужили популярность в России и за её пределами и стали, по сути, одним из брендов города. — Когда-то липецкая фабрика процветала, — рассказывает Ири- на. — Там работало множество художников. У каждого сотрудника была своя задача. Одни вытачива- ли, вырезали продукцию, сушили дерево, другие лудили, грунтовали, третьи расписывали. Очень жаль, что предприятие пришло в упадок. Конечно, нужно было заниматься продвижением, ездить на выставки, Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Самую маленькую куклу делают первой. Когда матрёшка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. Для этого используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. 1 7 2 3 4 5 6 выходить на маркетплейсы, давать рекламу. Недолгое время я снимала на фабрике помещение и предла- гала объединиться, вместе выкла- дывать продукцию на онлайн-пло- щадках, но отклика не получила. Большинство художников уже ушли на пенсию, а молодые перепрофи- лировались. Сейчас я в одиночку пытаюсь возродить дело, пока на уровне мелкого-кустарного про- изводства. Процесс изготовления ярких дере- вянных изделий сродни волшебству и занимает не меньше трёх суток. Сначала заготовка грунтуется тон- ким слоем глины, затем покрывается олифой из натуральных ингреди- ентов, сваренной по специальной технологии, в два захода, после чего высушивается, лакируется и запе- кается в печи при высокой темпе- ратуре. Так изделие приобретает красивый золотистый цвет. ИЗ ФАБРИКИ  В МАСТЕРСКУЮ Мама Ирины, музыкальный руко- водитель, мечтала, что дочь пойдёт по её стопам и однажды она будет аплодировать ей в концертном зале.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz