Лица (г. Липецк), 2022 г.

Лица (г. Липецк), 2022 г.

над гробом мужчины выпивают, по- том оказываются в гостях у общего знакомого, странноватого философа Виктора Михайловича. Этой фанта- смагории есть объяснение. Петров и Игорь — две стороны одной медали: «святая простота», не обременённая интеллектом, и изощрённый ум циника и скепти- ка. Под магическим воздействием риторики Игоря или вследствие обострения гриппа Петров чув- ствует некоторую изменённость сознания. Он вовлекается в древ- ний, как миф, мир эсхатологических предчувствий. Миф, правда, пред- полагает возвышенный, трагически фатальный вариант противостоя- ния человека и судьбы — в век же «петровых» и «игорей» вечное, бытийное превращается в глумли- вый, балаганный фарс. Утрачено благоговейное отношение к уходу человека из жизни — и можно разло- жить на домовине выпивку и закуску. Юмор «чернеет», жизнь мельчает, превращается в абсурд. Он вовлекается в древний, как миф, мир эсхатологических предчувствий. Миф, правда, предполагает возвышенный, трагически фатальный вариант противостояния человека и судьбы – в век же «петровых» и «игорей» вечное, бытийное превращается в глумливый, балаганный фарс Алексей Сальников – поэт, прозаик, автор романов «Опосредованно», «Отдел», трёх поэтических сборников, лауреат премии «Национальный бестселлер», финалист премий «Большая книга» и «Нос». МАНЬЯК И БИБЛИОТЕКАРЬ Спустя какое-то время Петров вновь оказывается в похоронной маши- не в полуобморочном от алкоголя и болезни состоянии. Дома его ждёт сын — Петров-младший и бывшая жена. Нурлыниса Петрова (по происхож- дению татарка) — библиотекарь и маньяк. О её странностях мы узнаём в сцене приготовления обеда. Петров-младший, таская куски овощей с разделочной доски, попадает под нож матери. Остаётся неглубокий порез, но и его доста- точно, чтобы Петрова учуяла кровь. Её запах производит на женщину странное действие. Она едва удер- живается от того, чтобы не убить сына. Окружающий мир, в особен- ности мужчины, вызывает у геро- ини неприятие и непреодолимое желание сопротивления. Прекрас- ная половина Петрова психически больна, и это состояние по-своему осложняет начавшийся грипп. ЦЕНА ПРИЗНАНИЯ Чередующиеся в книге главы оПе- трове иПетровой перемежаются ин- термедиями— возвратами в детство главного героя и рассказами о его друзьях. Один из них —школьный друг Сергей— студент филфака с пре- тензией на лавры великого русского писателя. Правда, его произведения отказываются печатать. Убеждённый в посмертной славе, горе-писатель, дабы приблизить её, решает уйти из жизни— застрелиться. Юноша при- ставляет дуло к виску, а Петров егоже пальцем помогает нажать курок. В определённом смысле Сергей, как и АИД, Нурлыниса — некое альтер эго главного героя. Сам Петров, поми- мо ремонта машин, рисует комиксы, но способности свои никак не реализу- ет, по сути, убивает в себе талант. В итоге перед нами роман вовсе не о гриппе…О болезни иного свойства, иного происхождения. Ну и, конечно же, книга, прежде всего, не о семье, а о че- ловеке, его ипостасях, подавленных амбициях и глубинных страхах. Иллюстрации Дарья СВИЩЁВА 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz