Лица (г. Липецк), 2022 г.
39 ЗА ЧЕМ ЖЕЧЬ ПУРИНУ В экспедициях Владимир записывает не только музыкантов-инструменталистов, но и рассказы старожилов об обрядах, бы- товавших когда-то в нашем регионе. Неко- торые из них живы и сегодня. Особенно его удивил обычай на Святках жечь пурину. Люди выходят семьями на улицу и возле своих домов жгут солому, ветошь (пурину) — «греют пятки покойникам». Так испокон веков в нашей мест- ности было принято поминать умерших родных. —Мне приходилось видеть этот обряд в селе Талицкий Чамлык Добринского района, — рассказывает Юрьев. — Вся деревня горит, кипит, люди жгут огромные костры. Как большое фаер-шоу, очень красиво. Традиция приурочена к Рождеству, Старому Новому году и Крещению и передаётся из по- коления в поколение. Очень нравится Владимиру традиция «кричать Христа», которая и в наше время соблюда- ется в Воловском районе. От Пасхи до Воз- несения там принято выходить на улицу и петь пасхальный тропарь особым многоголосным распевом. Или уже уходя- щий в историю обычай хоронить русалок на неделе после Троицы. Делали куклу из соломы, лопухов или тряпок и несли её в ржаное поле. Шли через всё село, голосили, потом русалку выкидывали и бежали обратно. Считалось, что существо не из нашего мира может защекотать или как-то по-другому навредить. —Мне очень импонирует традиция провожать душу на сороковой день после смерти, — гово- рит Юрьев. —Многие рассказывают, что когда выходят на улицу, в этот момент обязательно пролетает птица или откуда ни возьмись, зимой появляется бабочка. Душа умершего прилета- ет. Это традиционное мировоззрение, где мир не закан- чивается стенами дома. Оно символизирует неразрывную связь с усопшими, которые всё равно рядом с нами. Думаю, что в ближайшие лет 50 эти обряды не уйдут, ещё будут соблюдаться, но со временем трансформируются в обычаи, реконструированные в домах культуры. В нашей области когда-то существовало около различных видов плетения лаптей — Плотников Иван Иванович из села Воробьёвка — виртуознейший балалаеч- ник, — продолжает Владимир. — С очень непростой судьбой. Умерли дети и жена, он остался один. И в то же время такая блистательная музыка. Наверное, именно традиционная культура помогла ему пройти через все испытания и сохранить внутрен- ний свет, несмотря ни на что. На всю жизнь запомнилась Ольга Васильевна Чуракова, балалаечница из села Боринское. У неё тоже непростая жизнь, она не могла иметь детей. Отчаянность в её музыке просто зашкаливала. Так выливалась вся внутрен- няя боль. Спустя годы Владимир жалеет, что об этих людях не сняли документальный фильм. Бесценными были бы кадры, на которых запечатлены их глаза, голос, характер. Не- обыкновенный и неповторимый внутрен- ний мир целого поколения, которое уже не вернуть. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz