Лица (г. Липецк), 2022 г.
Театр может быть где угодно, даже под деревом. Возникает из коряг, желудей, собственных рук и тени За это я и полюбил театр кукол. Он для меня зазвучал как поэзия симво- лов. В современном театре куклой может быть и фактура, и предмет, песок или деревяшка какая-нибудь. ЕСТЬ ЛИ ДУША У КОРЯГИ Так Иван состоялся не только как режиссёр-новатор, но и исследо- ватель. Около десяти лет назад он создал лабораторию «Театр под де- ревом». Название, как и всё в его творчестве, символично. С одной стороны, дерево — ось мироздания. Есть и другой скрытый смысл. Ведь театр может быть где угодно, даже под деревом. Возникает из коряг, желудей, собственных рук и тени. Всегда актуальный, он про здесь и сейчас, это зеркальное отражение реальности, наших чувств, мыслей, забот и проблем. В этом главное его отличие от литературы. Лабо- ратория задумана как площадка для смелых экспериментов, изучения разных жанров и направлений теа- трального искусства. Первым спектаклем, поставленным в лаборатории, стала работа «Сны Танаиса». Посвящение поэтам анде- граундного направления, так назы- ваемой «Заозёрной школы» — одного из самых ярких культурных явлений прошлого столетия. Поэты-изгнан- ники 80-х годов создали целый мир под Ростовом-на-Дону, который просуществовал около 15 лет. Спек- такль-притча рассказывает историю поэтов, победивших время. С этого момента и началось ис- следование новых форм. Лабо- ратория выросла в целую серию направлений от пальчикового театра для самых маленьких до уличных постановок. К Ивану при- соединились созвучные его мышле- нию режиссёры —Юлия Волокитина и Анастасия Соколова. Площадкой для работы лаборатории стало куль- турное пространство «Библиотека». На фестивале «Кукольный остров», прошедшем в мае этого года на базе Липецкого театра кукол, родился очень необычный и завораживающий зрителя эко-спектакль или спек- такль-путешествие. История о красо- те первозданной природы на берегу бескрайнего океана, где каждый зритель становится сотворцом еле видимого глазу мира оживающих коряг, камней, капель воды, ветра. Он наполнен этническими мотивами, которые так любит режиссёр. Де- корации целиком созданы из даров природы, к ним можно прикасаться. Неслучайно и название спектакля — «Прикосновение». Зрители не только созерцают происходящее, но и стано- вятся его неотъемлемой частью. — Получилась история, сюжет которой невозможно повторить, потому что артисты используют технику интуитивной импровиза- ции, — рассказывает Иван. — В ней не задействованы профессиональные Н ачало этой истории подтверждает теорию неслучайных случай- ностей. До близкого знакомства с куклами Иван, как и многие, недооценивал их возможности. Анатомические человечки, плю- шевые зайчики и белочки — детские игрушки. И был увлечён театром драмы. В школьные годы занимал- ся в театральной студии, а после пытался поступить во ВГИК и даже дошёл до третьего тура. В ито- ге остался в Липецке и окончил филфак ЛГПУ. А потом «случайная» встреча на остановке с человеком, которого до этого видел один раз. Как волшебник, он возник в жизни Ивана буквально на пять минут, а пе- ревернул навсегда. Сообщил, что в Липецкий театр кукол требуются артисты, и исчез так же быстро, как и появился. А ЧТО ЗА ШИРМОЙ Иван многого от кукольников не ожидал — скукотища, нафталин. Пришёл, скорее, из любопытства. И попал на классический ширмо- вой спектакль. Впечатлило. Чтобы два персонажа просто обнялись, помахали рукой, за ширмой работа- ла целая команда. Театр кукол увлёк настолько, что захотелось иссле- довать его глубже. Иван поступил в одну из лучших «кукольных школ» страны — Российский государствен- ный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. — Там я открыл для себя театр кукол совершенно по-новому, — расска- зывает он. — Это такое многообра- зие форм. Он во многом даст фору драме. Сегодня это синтез самых разных жанров. Почти всегда арти- сты выходят из-за ширмы в «живой план», как полноценные драматиче- ские актёры. Но самое главное — это философский, тонкий театр, кото- рый мыслит метафорами, знаками и символами. И это всегда макет мироустройства. А кукла — не дубль человека, не каскадёр, а образ. Спектакль-притча «Сны Танаиса» — первая работа лаборатории «Театр под деревом». 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz