Лица (г. Липецк), 2022 г.
ЗАБЫТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ Довольно креативный перформанс ждёт студентов на объяснении ком плексных чисел, которые были при думаны математиками, в частности, для извлечения корней из отрица тельных чисел. Дада, в школе, если вы помните, учат, что эта операция возможна только при положительных значениях. — В школе изучается математика в лучшем случае трёхсотлетней давности, а в вузе — современная, — поясняет СергейЖбанов. В общем, пока студент свыкается с мыслью, что действительно пора забыть всё, чему его учили ранее, Сергей рассказывает такую историю: «В комнате никого не было. Зашли двое. Через какоето время вышли трое. Как такое может быть? Матема тик ответит, что ничего необычного не произошло. Сейчас один человек вернётся, и в доме снова никого не будет!» Каламбур, конечно, но суть предмета объясняет. ТОК, КАРТЫ И ЛОТО Если вы так ничего и не поняли — значит, комплексные числа вам пока рано изучать. Хотя, возможно, вам поможет электрический ток. Физики, занимающиеся электромагнетиз мом, тоже прибегают к комплексным числам. Сергей же прибегает к воз можностям вузовских лабораторий, где есть соответствующее оборудо вание. Хотя лаборатории находятся на других кафедрах, небольшая прогулка по университету, несколько экспериментов с микромолниями Д обиваться признания со стороны учеников, как и в целом свя зывать свою судьбу с педагогикой, Сергей Жбанов не планиро вал. В старших классах он вообще хотел заняться биоинформатикой и генетикой. Но случайно записался в профкласс на прикладную мате матику в школе «Эврика», создан ной при ЛГТУ. А следом — участие в научных конференциях, выставках и олимпиадах. Как победитель регионального этапа программы «Шаг в будущее» Жбанов получил возможность льготного поступле ния в вуз. — Я мог выбрать другой институт, но мой научный руководитель Семён Львович Блюмин заверил, что школа прикладной математики в Липецке ничем не уступает школам в других, более крупных, городах, — говорит Сергей. —Сейчас, как препода ватель этой кафедры, я могу это подтвердить. Более того, некото рые вопросы и методы математики изучаются в нашей стране только в Липецком политехе. РОССТАТ ВМЕСТО МЕТОДИЧКИ Математика, по мнениюЖбанова, — это не царица наук, а инструмент, орудие, позволяющее развивать другие дисциплины. В этом её при кладной характер. Чтобы прочувствовать это, нужно не просто прочитать параграф и ре шить задачу. Так, при изучении ма трицЖбанов даёт студентам свою традиционную «самостоятельную работу№2». Суть её — используя данные с сайта Росстата о про должительности жизни населения в регионах, определить, как на это влияют различные факторы, такие как уровень доходов, количество ав томобилей, употребление крепких напитков на душу населения и тому подобное. В проекции времени результаты получаются довольно интересные, даже иногда вызы вающие неожиданные умоза ключения. — Это вопрос государственной политики, — поясняет педа гог. — Студенты вуза долж ны понимать важность процессов, которые происходят в стране, и делать определён ные выводы. Некоторые вопросы и методы математики изучаются в нашей стране только в Липецком политехе СЕНТЯБРЬ 2022 №9 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz