Лица (г. Липецк), 2022 г.

Лица (г. Липецк), 2022 г.

51 С вою миссию по сохра- нению культурного наследия Елена называ- ет посланием свыше. Как-то, когда она была ещё школьницей, отец подозвал её, посадил рядом и завёл разговор. Из той беседы на всю жизнь она запомнила слова: «Меня не будет, но ты же будешь помнить бабушек, дедушек. Не забывай, что мы не Иваны безродные». Маленькая Лена беззаботно улыбнулась — «ко- нечно, папа» и побежала на улицу к подружкам. Прошло время, и слова отца приобрели особенную остроту. Стали наставлением и родительским благословением. МОДНИЦА РОМАНУШКА К изучению и созданию традицион- ного костюма Елена пришла не сразу. Больше четверти века проработала в ателье. Среди прочих были заказы для ансамблей «Вера», «Воскре- сение», фольклорных коллективов из разных районов области. Уже тогда задавалась вопросами, как и из чего шили в старину, какой вышивкой украшали одежду. Но это было просто любопытство. А семь лет назад в её жизни случил- ся судьбоносный поворот. Подруга, народный мастер художественного текстиля Людмила Люрис, попросила помочь сшить одежду для мастеров романовской игрушки. Коллекцию назвали «Романушки и Романцы». — Когда только начинала работу, выходили. Романушки были законода- тельницами моды. На ярмарках и гуля- ньях смотрели, кто в чём одет, подмеча- ли новые элементы, складки, защипы. Чувствовалось уважение и любовь к костюму. Отправляясь в церковь, несли одежду в узелке, переодевались перед тем, как зайти в храм. — Я поняла, что традиционная одежда в Липецкой области мало исследова- на, — рассказывает Елена. — А жаль. Потрясающие культура и художествен- ный текстиль. К изучению и созданию традиционного костюма Елена пришла не сразу. Больше четверти века проработала в ателье. Среди прочих были заказы для ансамблей «Вера», «Воскресение», фольклорных коллективов из разных районов области Так началась её целенаправлен- ная работа в Центре романовской игрушки. Экспедиции. Музейные фонды. Каждая поездка давала такой материал, что руки сами просились шить. ПОЛОТНО РОССИИ Вышивать тоже научилась во время работы над первой коллекцией. Подруга показала, как держать крю- чок, как образуется петля. Техника непростая, не у всех получается. Полотенца вышивались бумажными нитями по белому домотканому полотну Работы выполнялись в красном и чёрном цветовом сочетании Древо жизни символизировало источник жизни, возрождение и благополучие Техника «тамбурный шов» в нашей местности называлась «вышивка крючком» Традиционная крестьянская вышивка думала: романушки какие-то. Есть же такое выражение: «оделась, как романушка». Начала изучать эту тему, многое стало понятно, — гово- рит Елена. — Деревенские женщины в старину, когда шли на ярмарку в Липецк, очень хотели выделиться. Могли надеть на себя сразу не- сколько костюмов. Один снимали, оставались в другом. И на свадьбах такое было. Несколько раз пере- одевались. Это не всем нравилось, поэтому выражение приобрело пренебрежительный оттенок. А костюмы-то потрясающие. Чего стоит одна тюлевая вышивка – тра- диция Липецкого уезда. Ею укра- шали свадебные наряды, приданое. Получалось празднично. Вся улица расцветала, когда в такой одежде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz