Лица (г. Липецк), 2022 г.

Лица (г. Липецк), 2022 г.

обереги. Самый распространённый — индюк. В старину считали, что он спасает от порчи и сглаза. Коза, которая даёт молоко, приносит в дом богатство. Особое внимание обращает на себя олень, чьи рога изображают дерево — символ рода. Такая игрушка счи- тается покровителем новобрачных. — Я часто леплю «романушек» — продолжательниц рода, кормилиц с младенцем на руках. Иногда это барыня с короной на голове и украшениями. Каждая со своим настроением: губки подкрутишь — уже улыбается. Мои фигуры сдержанные, строгие. Я не любитель лишних деталей и элементов, — откровенничает Виктор Маркин. УСТАЛИ ОТ ШИРПОТРЕБА Романовская игрушка отличается своей пластичностью и орнаментами. Их не найдёшь ни в одном российском промысле. Соблюдая традиции, Виктор Маркин не пе- рестаёт оставаться яркой индивидуальностью. При- думанный им образ птицы сирин покоряет площадки фестивалей и ярмарок по всей России и за рубежом. Художник гордится пятью ученицами, которые и сами стали теперь народными мастерами России. Это Сне- жана Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко, Яна Харина, Анжелика Волокитина. Двадцать пять лет Виктор Васильевич работал преподавателем истории, ОБЖи ИЗО в школе села Троицкое. Там и нашёл буду- щих продолжательниц игрушечного промысла. Учитель говорит: их игрушки понарядней — видна женская рука. — Счастливое время было. Лепили до позднего вечера. У нас имелась плитка для обжига свистулек. Картошки на ней нажарим, соленья принесём. Детям нравилось очень, — вспоминает мастер. — Промысел наш, я вижу, и у нынешней молодёжи вызывает интерес. Этому, конечно, поспособствовал Центр романовской игрушки. Сюда стекаются туристы со всей страны. Лепят фигурки, увозят с собой. Видно, люди за последнее время устали от ширпотреба — хочется чего-то аутентичного, тёплого, своего, — добавляет умелец. КОГДА ИГРУШКА «ГОВОРИТ» Он считает, что популяризировать романовскую игруш- ку надо с умом, без фанатизма. Иначе она перестанет быть тихим праздником. Виктор Маркин признался: Ин- тернетом не пользуется. Он человек созерцательный, от потока информации устаёт. Продвижение произведе- ний липецких мастеров в сетях не приветствует. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА Виктор Васильевич понимал: игрушка только с виду простушка — у неё сложный характер, сочетающий ве- ковые традиции и индивидуальный стиль. — К такой работе нельзя подходить с кондачка. Нужно вжиться в образ, почувствовать глину, тогда всё пойдёт как надо, — рассказывает Виктор Маркин. — В 2000 году узнал, что до войны уникальная коллекция романовской игрушки из Липецкого краеведческого музея была пе- редана Русскому музею в Санкт-Петербурге. Её соби- рал земский доктор Трунов. С учениками отправились в Северную столицу изучать старинные образы. Коллекцию нашли в запасниках Этнографического му- зея. Сотрудники разрешили только зарисовать её. Когда музейщики ненадолго оставили гостей, Маркин тайком сфотографировал все 72 предмета. Добытый матери- ал был основательно изучен. Знаменитый промысел возродился. ОТ ПОРЧИ И СГЛАЗА В романовской игрушке более 60 образов. Каждый мастер вкладывает в неё что-то своё. Любой штрих, орнамент, цвет что-то значат. Ветки пшеницы — плодо- родие, кружки — любовь к солнцу, серебристые крести- ки в ряды — хлебные поля. Голубой цвет символизирует небеса. Есть в романовской традиции и свистульки- Популяризировать романовскую игрушку надо с умом, без фанатизма. Иначе она перестанет быть тихим праздником МАЙ 2022 №5 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz