Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

23 — Я нахожу радость в работе с каж- дым моим учеником, — делится он. — Если вижу, что у человека проис- ходят изменения, меня это только воодушевляет продолжать занятия. Нисколько не жалею о потрачен- ных усилиях. ТОНКАЯ МАТЕРИЯ С особенным трепетом и любовью Алексей Милованов относится к детям. По его словам, глухой ребёнок живёт своими представлениями о добре и зле, человеческом достоинстве, у него свои критерии красоты и даже своё измерение времени. В общении с такими детьми нужны особая чуткость и безграничное терпение. Говорят, что дети с ограниченными возможностями здоровья сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. Алексей занимается с детьми с нарушениями слуха самого раннего возраста. Несколько лет назад он работал в центре детского развития «Ералашики». К нему привели трёхлетнего неслышащего мальчика, которому установили кохлеарный имплант. Этот протез позволяет компенсировать потерю слуха. Но чтобы прооперированный ребёнок начал слышать, понимать и говорить, требуются годы специальных занятий. Малыш не произносил ни звука и ни на что не реагировал. Куда бы его ни водили, результата не было. Родители были в полном отчаянии. — Этот мальчик не мог сосредо- точить внимание на собеседнике, у него уже начал формироваться аутизм, — рассказывает сурдопе- дагог. — Я стал заниматься с ним. Постепенно мальчик начал запоми- нать и показывать буквы, выполнять простые указания, понимать значе- ние жестов. Вскоре стал осваивать слоги. Он занимался, сидя у меня на коленях. Интуитивным путём я по- нял, что так будет легче наладить с ним контакт. Родители довольны результатом. Мальчик начал произ- носить слова. Алексей убеждён, что если ребёнок хорошо владеет жестовым языком, то вполне способен мыслить так же, как и слышащий человек. Это помогает ему лучше освоить устную и письменную речь. Много лет Ми- лованов занимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании. — Работы ещё очень много, — го- ворит он. — Людям с нарушениями слуха необходим и свой словарь фразеологизмов, которые очень трудно переводить. К примеру, как объяснить на пальцах фразу: «на сердце кошки скребут»? Если переводить буквально, будет не- понятно, о каких кошках идёт речь. В полном объёме такого пособия ещё нет в нашей стране. И работать над этими материалами необходимо. Точно так же нужно объяснять и зна- чение слов-омонимов, для каждого из которых существует свой жест. На занятиях Алексей Милованов использует самые разнообразные формы работы. Детей обучает через игру. Для тех, кто постарше, есть задания-анаграммы, кроссворды, матрицы, в которых нужно находить слова. Совместно с предпринимате- лемЮной Никишкиной занимался разработкой деревянной азбуки- игры «Дактиль». Проект занял третье место на хакатоне «Технологии воз- можностей», проходившем в Скол- ково. Сурдопедагог, не обладающий знанием особенностей психологии и физиологии глухого или сла- бослышащего ребёнка, терпением, Много лет М илованов занимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz