Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

61 20-ые годы XIX века. Европа, ещё не оправившаяся от наполеоновских войн, втягивается в сложнейший процесс построения отношений с исламским миром, в первую очередь с Османской империей империей, когда сверхактуален вопрос о «торжестве креста над по- лумесяцем» и должно сбыться ска- занное в 91-ом псалме: «Врази твои погибнут… и разыдутся вси делающие беззакония». «Греческий вопрос» —№ 1 в европей- ской жизни той эпохи. И персонажи, носители различных убеждений, определяются своим к нему отноше- нием, становясь, по сути, идеолога- ми. Для главного героя, отставного штабс-капитана Мосцепанова, про- исходящее — борьба православных с правоверными, столкновение сил светлых со Змеем, который может принимать разные обличия. Для Ипсиланти, предводителя отряда этуристов и организатора восста- ния против турецкого владычества, родная Эллада — альфа и омега всей жизни. Для баронессы-мистика Гре- ция — место преображения агрессии в милосердие, оно «проникнет в… сердца, и в руке, сжимающей ятаган, мы увидим ветвь оливы». Для мо- лодого биолога Акрополь — место паломничества многих народов, о чём свидетельствует невероятное разнообразие растений, обнаружен- ных в центре Афин. Для экс-офицера французской армии Греция — место приложения неуёмной энергии: «Тебе некуда податься, вот почему ты здесь» (как у Горького: «Что ему греки, если он поляк»). ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ Среди персонажей, исторически реальных (Аракчеев, Наполеон, Сперанский, Ибрагим-паша и др.), выделяется фигура императора Александра I. «Властитель слабый и лукавый» индифферентен в реше- нии «греческого вопроса» и снисхо- дительно-брезглив по отношению к греческой культуре и жителям страны. «Греция — пустая оболочка», «вижу только маки и мрамор изуве- ченных статуй. Алые цветы и белое ОТ УРАЛА ДО БАЛКАН Но «Филэллин» не исторический роман. Он о людях, оказавшихся в водовороте истории мировой. Гео- графический разброс мест действия обширен: уральские заводы, Пермь, Екатеринбург, Петербург, Царское Село, Таганрог, Египет (Алексан- дрия), Греция (Афины, Навплион). Европа, ещё не оправившаяся от на- полеоновских войн, втягивается в сложнейший процесс построения отношений с исламским миром, в первую очередь с Османской изуродованное тело. Кровь и смерть», «они притворяются теми, за кого мы хотим их принимать». Государь сентиментален (любимое занятие — выращивание и поедание земляники), набожен (три часа на коленях во время молитвы). Но провидение упорно в по- следние годы жизни преследует его. То жеребец по кличке Арматол (так на- зывали греков, служивших в турецкой жандармерии) повредит ему ногу, то Петербург захлестнёт Нева (1824 г.), то простудится во время поездки на Урал. И совершенно страшная история, когда в течение двух месяцев он оста- нется в Таганроге непогребённым… По художественной логике автора, случившееся — неизбежно за упор- ное нежелание участвовать в судьбе Греции: «Его позиция по греческому вопросу остаётся неизменной». Может показаться, что отсутствие единой сюжетной линии, множество персонажей со своим неповторимым голосом мешают целостному воспри- ятию романа. Но в том и мастерство автора, что из мира полифонического создаётся мир гармонический. Та самая Гармония, что так ценилась греками. По художественной логике автора, провидение в последние годы жизни преследует императора Александра за упорное нежелание участвовать в судьбе Греции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz