Лица (г. Липецк), 2021 г.
29 При этом не всегда сообщают о принципиальных отличиях. В прошлом году жители Липецкой области подали в Банк России 24 жалобы, связанные с мисселингом. Это вдвое больше, чем годом ранее. Липчан возмутило, что им продали полисы инвестиционного и накопи- тельного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), а об особенностях и рисках не предупредили. Татьяна Божко: — Кредиторы могут представлять эти полисы как более доходные по сравнению с банковским вкладом. Но стоит помнить: полисы инвестици- онного и накопительного страхования жизни не защищены государствен- ной системой страхования вкладов. Это значит, что в случае банкротства страховщика вы быстро не вернёте назад сбережения и вряд ли получите их полностью. Кроме того, такая страховка офор- мляется чаще всего на долгий срок (от трёх–пяти лет). И получить деньги можно только по истечении этого периода. Если же средства нужны раньше, то это уже досрочное растор- жение договора, и покупатель полиса получит меньше денег, чем внёс. Ещё один риск — доход по полисам инвестиционного и накопительного страхования жизни не гарантиро- ван. Деньги клиента действительно инвестируются. И, возможно, они даже принесут прибыль. Но реально доходность может оказаться даже меньше, чем у банковского вклада. Татьяна Божко: — Располагаете свободными сред- ствами и готовы к инвестиционным рискам? Можно попробовать. Толь- ко сначала внимательно изучите все особенности. Но если нет — не соглашайтесь на такие предложе- ния вместо вклада. КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ МИССЕЛИНГА? Внимательно читайте договор, пе- ред тем как его подписать. Документ вместе с приложениями занимает 10–30 страниц, поэтому в офисе банка тщательно изучить его невоз- можно. Возьмите копию договора домой. Особое внимание обратите на такие моменты: — с кем именно вы заключаете до- говор (а значит, с кем вам придётся иметь дело в будущем) — с самим банком или с другой организацией? — Попадают ли ваши инвестиции в государственную систему страхова- ния вкладов? — Гарантируют ли доходность по вашим вложениям и какую? — На какой срок вы заключаете до- говор? Что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше? Сколько денег вам вернут? Если в договоре нет ответов на эти вопросы или что-то остаётся неясным, не стесняйтесь уточнить информацию у менеджера. Задавай- те вопросы и требуйте разъяснений, пока всё не станет понятно. Верить словам тоже не стоит, попросите показать эти пункты в договоре или других документах. Лучше выглядеть занудой, чем потерять свои сбере- жения. Предполагается, что скоро при продаже клиенту любого финансо- вого продукта будут обязаны выда- вать понятный для простого чело- века документ, написанный коротко, простыми словами, без сложных юридических и экономических тер- минов, с объяснением особенностей и рисков. Татьяна Божко: — Сейчас наличие такой памятки только рекомендовано. Покупатели стали более осознанно приобретать полисы инвестиционного и накопи- тельного страхования жизни. Но полностью искоренить миссе- линг пока не удалось. Помимо этого, банки получили рекомендацию: ограничить продажи инвестиционных полисов людям, не имеющим достаточных финансовых знаний. В перспективе их можно будет приобрести только по итогам предварительного тестирования. ЕСЛИ СОМНИТЕЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПРОДУКТ УЖЕ ПРИОБРЕТЁН Отказаться от навязанных услуг можно. По закону в течение 14 дней с момента заключения договора дей- ствует «период охлаждения»: клиент может отказаться от страховки, если за это время ею не воспользовался. Заодно можно подать жалобу в Банк России: через интернет-приемную, чат мобильного приложения «ЦБ онлайн» и по телефону контактного центра: 8-800-300-30-00. Самый надёжный способ не по- терять, а ещё и приумножить свои сбережения — это пользоваться финансовыми услугами обдуманно. И взвешенно подходить к супер- выгодным предложениям, читать договор полностью, задавать уточ- няющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений. Текст Ольга ЖУРАВЛЁВА Иллюстрации Александр ЗАТОНСКИХ Мисселинг — это обман , легальное мошенничество . Когда продают не то , что вам требовалось , или умалчивают о важных нюансах . Чаще всего мисселингом грешат банки, пользуясь доверчивостью клиентов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz