Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

17 КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИС ТА Оксана ДРАГАНОВА, директор Центра «СемьЯ», кандидат психологических наук — Проблему безопасности детей пытаются решить усилением охра- ны в учебных учреждениях, уста- новкой дополнительных кнопок на пультах, громкой связи и другими мерами. Несомненно, они очень важны. Но не будем забывать, что в основе всего лежит именно психологическая безопасность каждого ребёнка. Выделим четыре основные кнопки психологической безопасности, нажимая на которые можно вовремя насторожиться и не допустить серьёзных проблем. КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ НА ТРУДНЫЕ, ЩЕКОТЛИВЫЕ ТЕМЫ — Нельзя общаться на ходу, задавать вопросы в лоб. Общение не должно быть похожим на допрос. Дети к этому очень насторо- женно относятся. Создать атмосферу доверия. Сначала необхо- димо проговорить свои чувства, эмоции, переживания (техника Я-высказывания). Затем уже задавать вопросы ребёнку. Делать это лучше в располагающей атмосфере, за чаем. И главное — внима- тельно слушать ребёнка, чувствовать его состояние и настроение. Текст Ольга ЖУРАВЛЁВА Иллюстрации Дарья СВИЩЁВА ПОИСКОВАЯ Г лавное — не пропу- стить тревожные моменты. Родители должны замечать при- знаки того, что ребёнок находится в ситуации дискомфорта, его поведе- ние отличается от обычно- го. Был весёлым, а потом вдруг замкнулся. Появи- лись перепады настро- ения. У него большая за- висимость от социальных сетей, не может отвлечься, провести время без гадже- та в руках. В виртуальном мире ему интереснее, чем в реальном. Радикаль- ные меры воздействия типа отключенияWi-Fi здесь не помогают. Нужно искать причины такого поведения. Необходимо полноценное общение. Нельзя ограничиваться односложными дежурны- ми вопросами. ИНФОРМАЦИОННО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ К аждая конкретная ситуа- ция — это индивидуальная траектория, здесь нет ника- ких шаблонов. Принцип «меня так воспитывали, и я тоже так буду» не работает. Родитель не сам выбирает стиль воспитания, его определяет ребёнок. Если в семье несколько детей, к каждому из них нужен свой подход. Надо стараться быть интересным своему ребёнку. Дети тоже нас изучают. Постоянно общаться, совместно преодолевая все кризисы. Если ребёнок пере- стаёт разговаривать и замыкается, обязательно выстраивать диалог, максимально деликатно и неназой- ливо. Помните, чем лучше мы знаем своих детей, тем безопаснее и нам, и им. КОММУНИКАТИВНАЯ П очему подросток залипает в соцсетях? Восполняет ведущую для этого возраста потреб- ность в общении, познаёт мир, вступая в разные сооб- щества. Родители не должны оставаться в стороне. Надо смотреть, с кем и в какую компьютерную игру игра- ет ребёнок. Попробовать поиграть вместе с ним. Дети не чувствуют границ. Их вы- страивание — задача родите- лей. Им нужно объяснять, что есть определённые правила поведения в Интернете, нельзя выкладывать лишние фото, добавлять в друзья незнакомцев. При этом необходим баланс между строгостью и доверием. В любой нештатной ситуации своими проблемами ребёнок должен делиться именно с родителями. Если этого не происходит, подросток боится рассказывать о кон- фликтах и других проблемах, молчит и держит всё в себе. Взрыв может произойти в любом месте, поскольку не было клапанов для выпу- ска пара. Внутриличностный конфликт на пустом месте не возникает и, к сожалению, может трансформировать- ся в агрессию — внешнюю (скулшутинг, буллинг, кибер- буллинг) и аутоагрессию, которая заканчивается даже суицидом. ДЕЯТЕЛЬНАЯ Э то дополнительные занятия после школы, се- мейные традиции, спорт, путешествия, походы, интеллек- туальные игры. Дети должны по- лучать эмоции в реальном мире. КНОПКА№4 КНОПКА №3 КНОПКА № 1 КНОПКА№2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz