Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

МАЙ 2021 № 5 8 Бывает, ночью приходит осознание, что цветовая гамма не вписывается в общий образ картины. Тогда не жду утра, встаю и переделываю у знакомого иконописца, натягивал на подрамник старые простыни, раз- водил мел с олифой для грунтования и начинал творить. Изображённых на «коврах» лебедей, кувшинок и амурчиков покупали у Вико за бесценок на местном рынке: то ли действительно видели талант под- ростка, то ли из сострадания к маль- чугану, который так пытался помочь близким. Вырученные копейки шли в семью. — В особо тяжёлые времена прихо- дилось добывать еду в полях и даже чужих огородах, — с горечью вспо- минает Ренан Емельянович. — Воро- вали картошку в близлежащих де- ревнях — у своих соседей красть же не будешь. Когда хотелось мяса, ухо- дили с друзьями в степи, вооружив- шись вёдрами с водой и дрынами. Там заливали норки сусликов, выжи- дая легкой добычи. Мороз по коже бежал от содеянного, но чувство голода было сильнее. С такой охоты приносил по пять-шесть сусликов. Мама хоть и не поощряла убийства животных, но сразу же принималась готовить их. Даже суслики в войну казались лакомством. ВОЛЕЮ СЛУЧАЯ Уже в то время Ренан Вико не рас- ставался с карандашом и ручкой. Особенно интересовала военная тема. Бузулук был тыловым промыш- ленным городом, тут же распола- галось несколько эвакуационных госпиталей. На всех раненых мест не хватало, поэтому семьи выхажи- вали их в собственных домах. Мама художника привечала двух-трёх солдат. Их портреты и писал начи- нающий мастер, отправляя работы в московский Заочный народный университет искусств. Рецензии на свои картины он ждал не ме- нее сильно, чем окончания войны. И вслед за новостью о Победе, которой радовались миллионы людей, Ренану Вико пришел вы- зов на экзамены сразу в два худо- жественных училища: в Москву и Ташкент. Голодные военные годы и попавшаяся на глаза книга Алек- сандра Неверова «Ташкент — город хлебный» сделали своё дело. Мама посоветовала Ренану отправиться на учёбу в Узбекистан. Там прожил он более полувека, получив призна- ние своего творчества. Отдавая каждую копейку, особенно ценишь предметы, которыми созда- ётся искусство, — говорит Вико. СПАСИТЕЛЬНЫЕ «КОВРЫ» Сейчас с расходниками у мастера проблем нет: сотни баночек с гу- ашью стоят на полу у картины. На во- прос о примерном арсенале красок Ренан Емельянович не ответил. Он уверен, что количество банок не даёт художнику статуса — это только инструмент в руках мастера. Этот инструмент не только позво- ляет липчанину писать полотна, которые покупали для Третьяковки, но и помогал в своё время выжить. Когда началась Ве- ликая Отечествен- ная война, Ренан был ещё школьником и занимался в худо- жественной школе. Новость о нападении фашистской Гер- мании ошарашила семью, жившую тогда в Бузулуке Оренбургской области. На фронт родителей не за- брали, так как отец работал на электри- ческой подстанции, обеспечивая город энергией, а мать ру- ководила гужевыми повозками. На войну проводили двух старших братьев художника, которые так и не вернулись домой. — Не забуду тот день, когда боевой това- рищ старшего брата принёс похоронку. Чтобы хоть как-то помочь родным справиться с горем, начал продавать «ковры», — рас- сказывает Ренан Емельянович. В семье не хвата- ло хлеба, что уж говорить о красках. Семиклассник за- имствовал порошки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz