Лица (г. Липецк), 2021 г.
49 на уроке русского заниматься 20 минут. А Стёпа рисовал целый урок», — говорят родители. А три года назад они были полны одной надежды — их услышит губернатор Липецкой области Игорь Арта- монов и поможет открыть ресурс- ные классы. И власть пошла им навстречу. Сейчас дети с аутизмом учатся в обычных школах. Проект дорогостоящий — каждому осо- бенному ученику «подключили» тьютора, то есть наставника, с ними работают педагог и психолог. Ч еловек с аутизмом не живёт в ином мире. Он рядом, и всё, что нужно от людей, кому повезло родиться здоровыми, — просто принять особенного человека. Не впускать в свой дом, не давать денег — ребёнок, который может часами наблюдать за снежинками, этого не просит. Достаточно улыб- ки, открытых ладоней и, по возмож- ности, искреннего участия. Чтобы не звучало в кафе: «Мы не обслу- живаем инвалидов». Не забирать детей с игровой площадки просто потому, что на ней оказался ребё- нок с аутизмом. Ему тоже важно угостить на день рождения конфе- тами одноклассников, нарисовать солнце в альбоме и подарить маме. Детям с РАС (расстройство аути- стического спектра. — Прим. авт.) очень нужна инклюзивная среда, сверстники вокруг, которые будут с ними играть в мяч на физкультуре и петь на уроке музыки. Эти простые вещи становятся шагом в развитии и шансом жить полноценно. Роди- тели НКО «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» четыре года работают над тем, чтоб их дети смогли учиться в ресурсных классах, получили воз- можность дополнительного обра- зования. Они объединились, потому что не было другого шанса помочь своим детям. —Моему сыну Герману 12 лет. Он сначала учился дистанционно, но я не видела никакого прогресса. Ребёнок кричал, прятался под стол, не усваивал уроки, поведение невозможно было скорректировать, и меня накрыло отчаяние. Я поняла, что Герман никогда не сможет соци- ализироваться, находясь дома. Мир казался страшным. Ты не можешь с ребёнком выйти на улицу — все на него косятся. Я, психолог по об- разованию, мучила себя чувством вины и не могла найти выхода из этого состояния. Стала искать контакты с родителями, у которых есть дети с РАС. И мы все поняли, что ситуацию исправят только ресурсные классы, — рассказывает основатель организации Алексан- дра Рощупкина. Это сейчас мамы наперебой рассказывают, какие успехи в школе у их детей. «Мой смог С ейчас дети с аутизмом учатся в обычных школах. Проект дорогостоящий — каждому особенному ученику «подключили» тьютора, то есть наставника, с ними работают педагог и психолог. Появились отдельные оборудованные кабинеты, куда после общих занятий приходит такой ребёнок и продолжает учёбу индивидуально с тьютором прикасаются, но Стёпа обожает обниматься, у него такое средство коммуникации. В школе его сейчас как раз учат другому общению, — с улыбкой говорит Евгения Маркова. Дима Бакулин не говорит, хотя всю речь понимает. Но при этом попро- буй при нём включи альбом группы The Beatles, которую он не любит, — выйдет из комнаты. Зато обожает слушать других исполнителей на ка- чественных виниловых пластинках и здорово в них разбирается. — Дима никогда не сможет прочитать стихотворение, решить задачу. В его обиходе пока всего 50 слов. Благода- ря навыкам, полученным в ресурсном классе, сын научился плавать, ка- таться на велосипеде. Мы стремимся, чтобы и родным, и чужим с ним было комфортно. И ему тоже. Я поняла: де- тей нельзя любить за что-то, их надо принимать такими, какие они есть, — говорит Марина Бакулина. Сейчас в организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» 202 ро- дителя. НКО входит в ассоциацию «Аутизм-регионы». Эта структура помогает финансово. Средства идут на обучение специалистов, закупку оборудования. Официально в области 256 детей с диагнозом «аутизм». На деле их гораздо больше — около 2000, и все они нуждаются в инклюзивной среде. Родители хотят, чтобы в регионе открылись ещё хотя бы два подобных класса и несколько групп в детских садах. Появились отдельные оборудован- ные кабинеты, куда после общих занятий приходит такой ребёнок и продолжает учёбу индивидуально с тьютором. ПОТРЕБНОСТЬ В ИНКЛЮЗИИ Степану Маркову 9 лет, и он уже вто- рой год учится в ресурсном классе. Научился писать и считать. И рисует так, что Александра Рощупкина в мечтах видит его создателем лич- ных брендов. Мама Женя более реа- листична в прогнозах и пока просто радуется, что сын может спокойно сидеть за партой и слушать учителя. Понимает обращённую речь, с этим у него были проблемы, — всё благо- даря работе специалистов и закре- плению навыков дома. — Раньше Стёпа замечал только взрослых, а сейчас с помощью тьютора на инклюзивных переме- нах играет с детьми. Обычно дети с аутизмом не любят, когда к ним
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz