Лица (г. Липецк), 2021 г.
МАРТ 2021 № 3 34 В год мы делаем около 1 2 проектов на региональном уровне и 5-6 проектов выходят на всероссийский — Эти рулонные я увидела в Академии цифровых технологий, — рассказывает Маргарита. — Рассказала директору, а потом их купили нам, чтобы не сби- валась калибровка на датчиках света. Малыши очень расстраиваются, когда из-за одного лучика все настройки приходится выставлять заново. Самым младшим её ученикам шесть лет, самым старшим — 18. О своих вы- пускниках Маргарита говорит с боль- шой гордостью. Все они связали свою жизнь с робототехникой и поступили в ведущие вузы страны. У них с Марга- ритой есть общий чат, где они делятся новостями. Региональные и национальные со- ревнования, победа в международном конкурсе в Корее, признание и внедре- ние проектов в жизнь и производство по всей стране — о таких успехах вы- пускников любой педагог может только мечтать. — В год мы делаем около 12 проектов на региональном уровне и пять–шесть выходят на всероссийский, — расска- зывает Маргарита. — Но эти проекты дорабатываются и дальше. И потом уже внедряются. Например, протез руки мы начинали с одним учеником — он сейчас учится в МГТУ Станкин, — а по- том эту же тему взял другой ученик, Михаил Иванов. На Всероссийском конкурсе «Юные техники и изобрета- тели» он занял первое место, сейчас проект выходит на стадию тестирова- ния. Ещё одна разработка — установка для выталкивания кокса из коксовых печей. На этот проект Данила Яковлев оформил патент. Разработка будет применяться на НЛМК. Обиднее всего для Маргариты, когда родители не разрешают заниматься робототехникой девочкам. Она убе- ждена, что так губится детский талант к инженерному творчеству. А главный секрет педагогики, на её взгляд, — научить не бояться труд- ностей и видеть в них возможность развития. УДАЛЁНКА КАК МОТИВАЦИЯ «Что не идеально, то нормально» — говорит своим ученикамМаргарита. Отличников она учит не расстраи- ваться из-за четвёрки в школе, а сама предпочитает оценок не ставить. заглянуть в будущее — бесплатно учиться не только робототехнике, а еще программированию в Ян- декс.Лицее, изучитьWEB- и ин- женерный дизайн — и это далеко не все направления. 12 ИЗ 12 В кабинете робототехники, ко- торый больше похож на зал — его площадь составляет 90 кв. м — незнающий человек легко бы мог спутать Маргариту с одной из уче- ниц центра. Такой хрупкой и юной она кажется в этом пространстве. И тут же к ней по имени отчеству обращаются ученики, она даёт им задания, по-хозяйски передвигает технику и рассказывает, как много значат здесь даже шторы. Главное правило на занятиях — чтобы в вещах и всём, что связано с конструированием, был порядок. Это залог порядка в мыслях. — Робототехнику нужно преподавать с детского сада, — рассуждает Цыга- нова. — В этом возрасте формирует- ся понятие практической деятельно- сти и технического творчества. Мне удалось побывать на лекции Татьяны Черниговской в ОЦ «Сириус» — она очень интересно рассказывает про когнитивные процессы нашего мозга. Я поняла, что искусство и тех- ническая направленность идут рука об руку. Главным вызовом 2020 года стали для Маргариты и её учеников уда- лённые занятия. —Мы разработали программу, чтобы заниматься робототехникой без обо- рудования, дистанционно. Можно создавать 3D-модели роботов и ра- ботать с ними с помощью имитаци- онного моделирования в режиме реального времени. Тем самым ре- бёнок уже познаёт высшую матема- тику. Теперь этот опыт интегрирую в образовательный процесс. СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ Маргарита призналась, что не ду- мает о том, каким станет мир через тридцать или сто лет. Считает, что важно использовать по максимуму имеющиеся возможности «здесь и сейчас». Именно поэтому в её жизни поя- вилось новое правило — никаких рабочих вопросов и телефонных звонков вечером дома. Только общение с семьёй — мужем, родите- лями и братом, книги Блока, картины Шагала и путешествия. — С детства зачитываюсь Айзеком Азимовым, очень часто обсуждаем его творчество с детьми, ищем вдох- новения и идеи для новых проек- тов, — говорит Маргарита. —Очень люблю «Двухсотлетнего человека». В том, что роботы со временем заменят людей, Маргарита Цыгано- ва сомневается, считает, что даже искусственный интеллект должен кем-то управляться. А вот осво- бодить человека от монотонных Самое большое удовольствие для неё — расти вместе с детьми, командой и центром. Она начинала с десятка наборов LEGO для робо- тотехники и нескольких ноутбуков. Потом центр выиграл проект «IT-CUBE» в рамках нацпроекта «Образование» вместе с Фондом новых форм развития образования. И благодаря федеральным и област- ным средствам, у детей, как говорит Маргарита, появилась возможность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz