Лица (г. Липецк), 2020 г.
61 Зарифмовать пару строк несложно, но как придать им наркотическую силу откровения? Научить этому должны классические авторы оставить свой след в поэтической культуре. В этом своеобразном сегменте рыночной экономики есть конкуренция, запрет демпин- говать (за нарушение — физическая расправа). ОТ САМОУБЛАЖЕНИЯ ДО ОТКРОВЕНИЯ Единоверцы на жизненном и твор- ческом пути Елены встречаются всё чаще и порой совершенно неожиданно. Олег, приобщивший- ся к таинству «стишка»; Михаил Николаевич, первым купивший «стишки» Елены; Снаруж, реце- дивист и фанат-коллекционер «стишков»; школьница-выпускница, подарившая героине стишок в её честь; массажистка, признавшаяся в том, что и она в детском лагере ба- ловалась сочинительством. И на- конец, дочь героини. Сочинённые ею стихи она исполняет под музыку, автором которой сама же и являет- ся — «не она баловалась словами, а слова баловались ею». Как сказал Сергей, «у нас в стране и за рубе- жом сотни, тысячи поэтов». Роман Алексея Сальникова пре- дельно литературоцентричен. В нём присутствуют люди реаль- но существовавшие, чья жизнь и судьба неразрывно с литературой связаны: Михаил Зощенко, Бо- рис Пастернак, Иосиф Бродский, Александр Блок и другие. Главная героиня, в юности боготворив- шая Блока, позже увлёкшаяся «стишками», не могла не заметить, вольно-невольно сравнивая, ко- лоссальную разницу между «по- делками» первых и гениальностью вторых. Homo sapiens — единственное на Земле существо, способное пользоваться членораздельной речью, «без текстов человек будто и не человек вовсе». Тексты в романе — это варианты жизне устройства. «Стишки» — для самоублажения; стихотворения гениев — откровения о себе и мире. Связывает всё это речь, которая «приводит к человеку… и делает людей людьми». Символичен в этом смысле фи- нал. У Елены на даче собираются дети, подростки, взрослые, разные поколения, взгляды, жизненные установки. «Роскошь человеческо- го общения», осознаёт героиня, то, ради чего стоит жить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz