Лица (г. Липецк), 2020 г.
60 ОКТЯБРЬ 2020 № 10 КНИЖНЫЙ КЛУБ О бщение с искус- ством способствует выработке гормона радости, и немудре но, что человек, однажды испытав подобное, пытается приятные переживания повторить. На этом и строится главная метафора но- вого романа Алексея Сальникова «Опосредованно». РИФМА ВЫЗЫВАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ Главная героиня Лена — обыкно- венная женщина, школьная учи- тельница — в юности увлеклась поэзией. Брат подружки — люби- тель новых ощущений — знакомит её со «стишками», или как он их называет «литрой» (сокращённо от «литература»). Парень преду преждает о возможной зависи- мости. Довольно быстро девушка оце- нила, насколько приятны бывают особым образом сочетающиеся слова: как они могут обострять чувства, доставлять эстетическое наслаждение, стимулировать застоявшиеся процессы пси- хики. В общем, Лена «подсела» на поэзию, более того, сама взя- лась за творчество. Под кайфом поэзии меняется взгляд на то, Алексей Сальников — поэт, прозаик, автор романов «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел», трёх поэтических сборников, лауреат премии «Национальный бестселлер», финалист премий «Большая книга» и «Нос». ИГОРЬ ФЛОРЕНСКИЙ (АДАМОВ), филолог, педагог, культуролог Может ли поэзия стать наркотиком? В это трудно, но вполне возможно поверить, если взглянуть на мир вместе с Алексеем Сальниковым. Довольно быстро девушка оценила, насколько приятны бывают особым образом сочетающиеся слова: как они могут обострять чувства, доставлять эстетическое наслаждение НА ИГЛЕ ПОЭЗИИ НЕУДАВШЕЕСЯ БЕГСТВО «Стишки» занимают всё больше места в жизни Елены. В семье (мать и бабушка) отношения обостря- ются день ото дня. Учёба в вузе — не более чем дань условностям и традициям. В жизни героини возникает новый гуру — Николай Михайлович, тоже поэт. Именно он приоткрывает изнанку художе- ственного творчества. «Стишки» — «зараза», «пагубное пристрастие», «химически безумней отвара из мухоморов». Время от времени героиня пыта- ется избавиться от тяги к «стиш- кам», помня о словах одного из своих наставников: «стишки… верная дорога… скатить свою жизнь на дно». Но раз уж творче- ство и его результат доставляют столько удовольствия, любой со- здатель всегда рискует отказаться от нормальной жизни ради кайфа, он всё время будет повышать градус, пытаться сочинить нечто такое, что поставит жирную точку в творчестве. Елена знакомится с литературо- ведческой терминологией: скалам, ривер, будда, тауматроп, — приня- той в кругу её единомышленников, а их становится больше и больше. У неё новый наставник — Дмитрий, что видишь ежедневно. Как-то, идя по свежевыпавшему сне- гу, Елена наступает на пивную крышку. «Рождественская звез- да!» — с восторгом любуется этим «мусором» героиня. Зарифмовать пару строк неслож- но, но как придать им наркотиче- скую силу откровения? Научить этому должны классические авторы. создатель фэнтезийных романов. Именно он произнесёт концепту- ально важнейшее для заворожен- ных «стишками» слово «холодок». Что будет означать создание поэтического наркотика такой мощи, что далее и жить, и писать смысла нет. Он же научит Елену зарабатывать деньги, вручая свои «стишки» откровенным графома- нам, которые перепродают их ещё большим бездарностям, желающим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz