Лица (г. Липецк), 2020 г.
57 на спине и смотреть , как на потол - ке … разводы от соседских заливов сливаются в города , горы , деревья , рыб …». Или « стоять у окна , смотреть на облитый солнцем город и наблю - дать , как время от времени из дыма заводской трубы высовывается ги - гантская остроносая змея , сползает по стене и хватает пастью мимо иду - щих людей и собак ». Этот раскра - шенный мир — для неё выход . Есть мало привлекательная реальность , а есть пространство , где из обыден - ных вещей рождается реальность иная , сказочная . Смешение быто - вого и выдуманного , обыденного и фольклорного вообще характерно для романа Некрасовой , но такая смысловая , стилистическая пестро - та не разрушает произведение . ШКОЛА ЮРСКОГО ПЕРИОДА Дома — тоска . Поутру — путь в школу . Там царит чётко выраженная дифференциация : « выросшие » и « невыросшие » ( оба слова — автор - ские неологизмы ). В привычном значении — взрослые и дети . К « выросшим » в романе относятся , безусловно , учителя . Среди них особняком стоит фигура Катиного классного руководителя . Прозвище — « учительницезавр ». Её педаго - гическая концепция — « программа по спасению детей » от пагубного влияния Интернета , разнообразных гаджетов , телевизора . К « выросшим » можно отнести и не - которых одноклассников Кати . Это общешкольная красавица Лара , подружка - предательница героини ; альфа - самец Сомов , главный обид - чик Кати ; Носов , отпетый отличник . И каждый заметно продвинулся в деле освоения законов жизни « выросших ». Катя вынужденно находится в этой среде . Но у Некрасовой не среда виновата в том , что происходит с де - вочкой . Есть в человеческой приро - де нечто , что фатально принуждает его к различным формам агрессии по отношению к непохожим , не попадающим в некий стандарт мыш - ления , поведения , внешнего облика . Что , собственно , и испытывает на себе Катя . « Руководит » процессом травли героини « учительницезавр ». До - пускает Катя при записи на доске оформительские и орфографиче - ские неточности — Сомов кричит : « Дебилка !» — и награждается снис - ходительно - поощряющей улыбкой наставника . ГАДКИЕ УТЯТА Одиночество среди многочисленно - го людского окружения , состояние непрекращающейся травли стали для героини , увы , привычными . В социологии , педагогике , психологии существует понятие « буллинг ». Это травля , агрессивное преследо - вание одного из членов коллектива ( особенно в среде школьников и студентов ) другими . И в повседнев - ной жизни , и в быту с этим явлением мы можем столкнуться совершенно неожиданно . Впрочем , мировая культура уже давно заговорила о « буллинге ». Вспомним Ганса Хри - стиана Андерсена и его « Гадкого утёнка ». Проблемы « ребёнок и об - щество » коснётся Чарльз Диккенс в романе « Приключения Оливера Твиста ». Исходная ситуация : сирота , никому не нужный , оказывается сна - чала в приюте , а потом в работном доме . Будет и суд за кражи носо - вых платков , и компания отпетых мошенников , почти превратившая мальчика в ничтожество . В романе Уильяма Голдинга « Повелитель мух » участь отверженных постигает двух мальчиков : Ральфа и Хрюшу . Первый слишком умён , второй носит очки и достаточно массивен — чем не причина для возникновения коллективной антипатии , перерос - шей в ненависть . В пронзительной советской киноленте « Чучело » ( режиссёр Ролан Быков , в главной роли тогда ещё школьница Кристи - на Орбакайте ) и внешность у геро - ини забавно - невзрачная , и на жизнь смотрит она глазами идеалистки в отличие от своих прагматичных одноклассников . « ПОТУСТОРОННЯЯ ПЕДАГОГИКА » Однако вернемся к роману Евгении Некрасовой « Калечина - Малечина ». Первая часть романа производит мрачно - безрадостное впечатление . Нет света в конце тоннеля , и жить не стоит . Примерно к таким выводам приходит героиня после прова - лившейся попытки восстановить справедливость . Из - за отчаяния и одиночества возникает желание мести . И вот тут возникает ... она . Появление потустороннего персо - нажа в сказочно - реалистическом романе вполне предсказуемо . « Катя … увидела перед собой старушку с закруткой вместо носа . На мелкие голову и тельце были намотаны разноцветные тряпки . Под ними просматривалась иссиня - жел - тая кожица … состаренная помесь невыросшего человека , цыплёнка и рыбьего малька … у созданьица были собачий провал рта и птичий острый язык , длинные беличьи ресницы , щучьи зубы и куриные лапы …». По характерному « ки - ки - ки !» Катя дога - далась , кто перед ней . О кикиморах Катя знала если не всё , то доста - точно много . Она была « сослана в лагерь на море », где руководитель кружка неожиданно интересно говорила о своём предмете и в том числе о « муми - троллях , Тараканище , Гулливере , Гарри Поттере , Маугли », о привычках и образе жизни разных домовых . Тогда - то Катя и узнала , что « кикимора домашняя » — это жен - ский вариант домового . Именно она с песенкой о Кале - чине - Малечине ( стихотворение Алексея Ремизова ) приходит геро - ине на помощь . « Мне отмщение , и аз воздам ». Обидчики Кати , равно как и родители , остаются наказан - ными . В романе Некрасовой имя Калечины - Малечины приобретает и переносный смысл . Покалечены судьбы и жизни многих героев .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz