Лица (г. Липецк), 2020 г.

Лица (г. Липецк), 2020 г.

27 А лександр Герцен как-то сказал: «Наука требует всего челове- ка, без задних мыслей, с готовностью всё отдать и в награду получить тяжёлый крест трезвого знания». Не знаю, как у Анны об- стоят дела с крестом, но выглядит она вполне счастливым человеком. В остальном, пожалуй, классик прав. Во всяком случае, Анна Бутова не смотрит телесериалов, не поку- пает женских романов, предпочитая проводить свободное время за чте- нием специальной литературы. Её страсть — теломеры и полимеразы. Степень увлечения молекулярной биологией настолько велика, что складывается впечатление: любовь к науке передаётся лицеистам пря- мо-таки на молекулярном уровне. Созданное педагогом объедине- ние «Школа естественно-научной культуры» за время существования стало полигоном более чем для 150 научно-практических проектов учащихся. Выступления на конфе- ренциях, публикации в научных журналах, победы в региональных и всероссийских конкурсах — лицей привык к успехам юных биологов, направляемых вдохновенной рукой педагога-творца. Причём каждый почин её подопечных сугубо инди- видуален и мотивирован выбором будущей профессии. КАКОЙ ИЗ ТЕБЯ ХИРУРГ? Сама Анна поприще своё выбрала осознанно, но не сразу. — Я из династии врачей и поэтому с детства хотела стать доктором, — рассказывает героиня. — Соби- ралась поступать в мединститут, училась в специальном медклассе, само собою, мечтала стать хирургом. Помню, после озвученного жела- ния мама, невролог, сказала: «Ну, будешь крючки держать, потому что ты — женщина». Бабушка, бывший стоматолог, продолжила: «Да какой из тебя хирург, ты и зуба-то не осме- лишься выдрать». В общем, отгово- рили. Впрочем, обучение в спецклассе де- вушка продолжила. Оно проходило на базе пединститута. Туда и пошла Анна Бутова не смотрит телесериалов, не покупает женских романов, предпочитая проводить свободное время за чтением специальной литературы. Её страсть — теломеры и полимеразы учиться будущий чемпион России по педагогическому мастерству. Круглая отличница и олимпиадница на вступительных экзаменах набра- ла 30 баллов из 30 возможных. Правда, тогда никто не предполагал, что в будущем ей предстоит стать пионером перспективного иннова- ционного метода в педагогике. Пытливую студентку привлекала молекулярная биология, работа в лаборатории. Для молодого учё- ного школьная программа казалась чем-то элементарным, не требую- щим объяснений. но с желанием попасть на смену в образовательный центр «Сириус». Тимофею достался проектный кейс по биотехнологии. В области есть предприятие по из- готовлению кормового белка из ли- чинок мух. Их сушат и производят легкоусваиваемый беспримесный продукт. Перед исследователями ставилась задача: при минимуме затрат максимально увеличить био- массу личинки. Ещё учась в институте, Анна занима- лась подобными опытами: экспе- Уже работая в лицее, Анна посту- пила в аспирантуру ЛГПУ, серьёзно занялась физиологией (собирала и замораживала кровь, определяла в ней особые маркеры — показатели воздействия окружающей среды на организм подростков), мечтала пополнить кадры липецкой высшей школы, но тут грянула оптимизация вузов. Второе дыхание открылось вместе с приходом в школу проектной дея- тельности. —Обычный учитель с трудом тогда понимал, чего от него хотят, а я только аспирантуру закончила, жила исследовательской деятель- ностью, — вспоминает педагог. Первый же реализованный проект стал в положительном смысле этого слова настоящей бомбой и получил широкий резонанс в мире приклад- ной науки. ИЗ МУХИ В СЛОНА Так получилось, что работал над ним сын нашей героини — Тимофей. Интерес к медицинской генетике у мальчика возник параллель- риментировала с полиплоидами дрозофилы (полиплоид — организм с изменённым геномом, с количе- ством хромосом гораздо большим, чем у обычного организма. — Прим. авт.). Существование этого факта в природе привело к мысли: а поче- му бы не сделать из мухи слона. Представители «Группы компаний Зоопротеин» были крайне удивлены после такого заявления семейной команды генетиков. Тимофей изучил соответствующую литературу, приступил к опытам. После закалки осеменённых, но еще не оплодотворённых яиц водой ли- чинки действительно стали сильнее и жирнее. Цитогенетическим мето- дом была доказана их полиплоидия. Это открытие позже получило множество наград, побеждало не в одном всероссийском конкур- се, и только возраст не позволил попасть парню в Америку, на Intel ISEF — всемирный смотр-конкурс научных и инженерных достижений школьников. Дело в том, что в ходе эксперимента личинка препариру- ется и давится. По американским

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz