Лица (г. Липецк), 2020 г.

Лица (г. Липецк), 2020 г.

53 В девяностых жена Сергея получила от местного хлебозавода комнату в коммуналке. О том, что помещение принадле- жало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка ходил локомотив. КОМНАТА В ПАМЯТНИКЕ — Высокие потолки в четыре с поло- виной метра с красивым обрамле- нием подсказывали, что мы живём не в обычном общежитии, но нам, обитателям, было не до этого. Каждый пытался облагородить своё гнёздышко: соседи делали второй этаж, подстраивали прихожие, хо- зяйственные помещения и гаражи, — рассказывает Сергей. Жильцы дома№19 переулкаМель- ничный не ошиблись. Многочислен- ные комнаты с совмещённой кухней и удобствами располагались в веко- вом здании бывшегоСызрано-Вязем- ского вокзала —памятнике архитек- туры регионального значения. Железнодорожная ветка «Узловая — Елец» открылась в 1874 году. Рельсы, тянувшиеся от Сызрани до Вязьмы, проходили по территории Смолен- ской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерний. В тот же год в южной части Ельца, нынешнем микрорайоне Лучок, появляется железнодорожная стан- ция с вокзалом, пакгаузами (скла- дами. — Прим. ред.) и комплексом деревянных домиков для работников железной дороги. В XIX векеМинистерство путей сообщения стремилось создать единый архитектурный ансамбль всех вокзалов, находящихся на одной ветке железной дороги. Сызрано-Вяземская не стала исключением. Спустя практически полтора века — три революции и две вой- ны — до наших дней сохранилось здание старинного елецкого вокзала. Его центральная часть выложена из красного кирпича с такой педан- тичностью, что кажется, будто кладку выполнили несколько лет назад. Двум деревянным пристройкам из сосны повезло меньше. Они лишились деревянных наличников, фронтонов и карнизов. Лишь изред- ка проглядывающие декоративные элементы позволяют судить о пер- возданной красоте вокзала. Внутри большое здание разделено на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колонны, которые вмонтированы в стены бывшей коммуналки. — Тут была касса, залы ожидания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая — помещение, где кипятилась вода, — рассказыва- ет единственный житель вокзала Сергей Хворостов. — Тогда провод- ники наливали чай не во всех поез- дах, а пассажиры вместе с чемодана- ми брали личные чайники, которые и наполняли кипятком в кубовых. ГДЕ ВИЗИТКА ЕЛЬЦА? Несколько лет назад общежитие признали аварийным, а семьи пере- селили в современную новостройку. ʡуристы продолжают ехать. Спрос рождает предложение. ʞочему бы не открыть железнодорожный музей в историческом месте, а в деревянных пролётах сделать гостиничные номера — Переезжать в «скворечник» я не собирался, — говорит Сергей. — Здание будет «жить» до тех пор, пока у него есть хозяин. В Ельце немало примеров, когда от исторических усадеб остаются одни стены после того, как жители покидают дома с историей взамен на удобства и лифты. А мне жалко это здание. Так Сызрано-Вяземская станция Ельца приобрела своего «начальни- ка». Сергей Хворостов продолжает жить в своей комнате. Себе в помощ- ники нашёл «заместителя» — собаку Тоффи. Свою службу она несёт от- ветственно: чувствуя «недоброжела- теля», лает и к хозяину не подпускает. А недоброжелателей хватает… За три года «отшельничества» ельчанин столкнулся с тремя грабежами, поджо- гом. На первый взгляд заброшенное здание, находящееся вдали от чело- веческих глаз, становится лакомым куском для наркоманов и сборщиков металлолома. Так, с фасада вокзала исчез уголок, на котором висел коло- кольчик, оповещающий об отбытии поезда, а также уникальная латунная надпись «ЕЛЕЦЪ» — визитная карточка города для всех пассажиров Сызра- но-Вяземскойжелезной дороги. Для защиты от воров наш герой установил по периметру камеры видеонаблюде- ния. Теперь окружающие понимают, что за домом следят. Всё чаще к постройке с интересной архитектурой стекаются туристы. На правах единственного обитателя Сергей с удовольствием проводит экскурсии, а после, в тени густых веко- вых деревьев, угощает горячим чаем. Чай у него превосходный. Пьёшь его и представляешь себя пассажиром поезда, сошедшим на станции, чтобы налить кипяточку в заварник. СВОЙ, НО ЧУЖОЙ Посетители нередко делятся эмо- циями о посещении необычного вокзала в своих соцсетях и блогах, сетуя на то, что здание со старинной архитектурой не восстанавливают. Ещё до «коммунального» прошлого Сызрано-Вяземский вокзал был признан памятником архитектуры регионального значения, а в 2002 году его перевели в статус выявлен- ного объекта культурного наследия. Здание по-прежнему подлежит государственной охране, по закону его запрещено сносить или менять внешний вид.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz