Лица (г. Липецк), 2020 г.

Лица (г. Липецк), 2020 г.

33 О дни порицают полночных купальщиков , другие называют массовые купания ало - гичными , а третьи считают это действо благодатью . Не претендуя на истину , посмотрим на явление изнутри . ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО : ЗА И ПРОТИВ Купаться в реке на Богоявление приходилось неодно - кратно , и каждый раз , выходя из крещенской проруби , я чувствовал себя обновлённым — пусть на короткое время , но исцелившимся от остеохондроза и перма - нентной хандры . То ли действие благодати , то ли шо - котерапевтический эффект ритуальной криотерапии , а может быть , сила самовнушения делают позвоноч - ник гибким , суставы — подвижными , состояние души — приподнято благостным . Известно , что многие относятся к таким эксперимен - там негативно . Представители культа осуждают люби - телей январских купаний за оргиастический подход к жизни и псевдорелигиозный характер коллективного погружения под лёд . Прагматичные миряне не могут примириться с экстремальным характером происхо - дящего . Подорвавшие здоровье граждане предосте - регают : одномоментные январские « моржевания » чреваты долгосрочными последствиями . Мнения эти оспаривать не берёмся , ибо уверены : во всём должен присутствовать здравый смысл . Лезть в прорубь с воспалением лёгких не только языческий предрассудок , но и несусветная глупость . Но если человек , не имея никаких противопоказаний , желает приобщиться к традиции , укрепиться телесно и духовно , получить заряд позитивной энергии , что в этом плохого ? ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ СУРОВОЙ Кстати , о самой традиции . Сохранились старин - ные свидетельства крещенских купаний на Руси . Взять , к примеру , « Известия англичан о России XVI в . Путешествия М . Антона Дженкинсона ». В них английский путешественник , дипломат и купец Энтони Дженкинсон между прочим описал Бого - явленский « флешмоб » ещё при Иване Грозном . Со слов заморского предпринимателя , в обряде у стен Кремля принимали участие и сам Иван Васильевич , и придворные бояре , и вся московская знать . Правда , разоблачаться пред честным народом средневеко - вый истеблишмент считал ниже своего достоинства — высокородных мужей кропили поверх собольих шуб . А вот простой люд после церемонии бросался в прорубь в неограниченном количестве и с необы - чайным рвением . В ледяных струях Москвы - реки купали младенцев , больных , после взятия Казани в ледовых майнах крестили татар . Освящённую воду уносили по домам , а также поили ей приведённых из царских конюшен аргамаков . Согласно одной из теорий , купаться в проруби было принято ещё у скифов . Во время особого обряда младенцев погружали в ледяную воду , чтобы закалить и приучить к будущей суровой жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz