Лица (г. Липецк), 2020 г.
61 всерьёз, контролирующий каждый шаг и увлекающийся поучениями. Провозглашая, что мечтает о равных отношениях, Родитель загоняет партнёра в зависимую позицию тем, что знает всё лучше него, приводит в пример мужа подруги и саркасти- чески смеётся над неуклюжестью за общим столом. Однако нельзя раскатать человека в коврик, а потом искать в нём опоры. Развивая родительскую модель отношений, мы либо получаем в результате зависимого «сыночка» или «дочку», который капризни- чает и спрашивает разрешения, либо, если партнёр упорствует в собственной «родительской» роли, — взаимные упреки в стиле «сам такой». Главная ошибка Роди- теля — отсутствие уважения к лично- сти близкого человека. Родитель берёт на себя принятие всех ре- шений в семье, а затем, оказавшись в сложной ситуации, ищет поддерж- ки от расслабленного опекой или забитого Ребёнка. Обе эти роли — неосознанная каль- ка детского опыта. Более сильный парт-нёр воспроизводит модель Родителя, второму остаётся линия Ребёнка, бунтующего по пустякам, но зависимого в главных вопросах, связанных с построением своей жизни. ОДИН В ОТНОШЕНИЯХ НЕ ВОИН Проанализировав своё поведение, мы можем научиться вычленять эти категории и постепенно перейти к сознательной, связанной с разви- тием своей личности и счастливых отношений позиции Взрослого. Эта роль — всегда трезвый выбор, над ней нужно работать, останавли- вая себя в желании переделать дру- гого человека или закатить истерику. В основе взрослого поведения всегда лежит уважение себя и близ- кого человека. Равные отношения, обсуждение возникающих трудно- стей и стремление понять и быть понятым. Правда, главная сложность в формировании у себя этой роли в том, что её невозможно играть в одиночку. Вздорный Ребёнок не станет слушать аргументов и пы- таться понять точку зрения, он всего лишь хочет получить желаемое без затрат. А Родитель прав априори. Взрослыми должны быть оба. Но выбрав эту роль и последо- вательно следуя ей, вы рано или поздно получите адекватный отклик. Потому что рядом с мыслящим, анализирующим и готовым к диалогу близким человеком неловко топать ножками. Наша задача — превратить поле боя в стол переговоров, нести ответственность за себя и быть искренними. Тогда эта игра будет приносить радость бесконечно. У Эриха Фромма в книге «Искусство любить» есть чудесная метафора. Человек решил написать картину. У него есть все необходимые мате- риалы, он выбрал чудесную натуру для создания шедевра. Только он забыл главное — нет у него такого умения. Результат работы даже отдалённо не соответствует ожи- даниям. И вот человек, вместо того чтобы учиться рисовать, обвиняет в провале плохие краски и кисть, неудачно выбранную натуру или внезапно начавшийся дождь. Любовь и близость так же зависят от умения, как и создание художе- ственного полотна. Это акт воли, искреннее и абсолютное стремле- ние преодолеть свою отдалённость и открыться другому человеку. Это длительный процесс, но устойчивое стремление к близости и постоян- ная работа над собой, исключение из отношений эгоизма и торга дают такие возможности развития, кото- рые помогут преодолеть отчуждён- ность и увидеть небо. И научиться в нём летать. ʐˑˎˈˈ ˔ˋˎ˟ː˞ˌ ˒˃˓˕ː˩˓ ˅ˑ˔˒˓ˑˋˊ˅ˑˇˋ˕ ˏˑˇˈˎ˟ ʟˑˇˋ˕ˈˎˢǡ ˅˕ˑ˓ˑˏ˖ ˑ˔˕˃˩˕˔ˢ ˎˋːˋˢ ʟˈ˄˩ːˍ˃ǡ ˄˖ː˕˖ˡ˜ˈˆˑ ˒ˑ ˒˖˔˕ˢˍ˃ˏǡ ːˑ ˊ˃˅ˋ˔ˋˏˑˆˑ ˅ ˆˎ˃˅ː˞˘ ˅ˑ˒˓ˑ˔˃˘ǡ ˔˅ˢˊ˃ːː˞˘ ˔ ˒ˑ˔˕˓ˑˈːˋˈˏ ˔˅ˑˈˌ ˉˋˊːˋ КОГДА КОНЧАЕТСЯ СКАЗКА Область «что не так» обширна. Вот они, юные и прекрасные, как Ромео и Джульетта, полюбили, прошли все трудности, сделали отношения офи- циальными. Что может помешать бесконечному счастью? Режиссёр, срочно титры и романтическую песню, выходим из кинотеатра! Но нет! Он не смог повесить карниз, её борщ совсем не как у мамы. И оба чувствуют себя обманутыми, оба несчастны и обвиняют друг друга во лжи. На самом деле просто каждый из них находится в эго-состоянии Ребёнка. Всё с самого начала их неземной любви было основано на чувствах, на желании, на бурля- щих гормонах, оба хотели от отно- шений радости, праздника, продол- жения сказки. Ребёнком можно оставаться в лю- бом возрасте, но осознавать, что большая тётенька в душе чаще всего маленькая девочка, всё же полезно для отношений и душевного здоро- вья. Иначе мы так и будем обвинять других в неудачах. Зигмунд Фрейд считал, что осознание проблемы — большая часть её решения. ИЗ ДЕТСКОГО ОПЫТА Ещё одна роль, являющаяся обрат- ной стороной медали Ребёнка, — это Родитель. Ограничивающий или опекающий, не воспринимающий ru.freepik.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz