Лица (г. Липецк), 2020 г.

Лица (г. Липецк), 2020 г.

59 «Бадшабам» можно читать книги вслух — у них есть любимые, которые прослушаны пару сотен раз. Роман поначалу читать непросто. Каждая глава (их 103) написана от лица различных персонажей, и все они обладают собственным, неповторимым голосом, своим «ре- чевым паспортом». Стилистическая пестрота книги блестяще «сце- ментирована» автором. Несколько сюжетных линий (более 15), которые переплетаются, контрастируют друг с другом. Главы чередуются: одна повествует о мире людей, следу- ющая — о мире «бадшабов». Есть фрагменты, где грань между этими двумя мирами вовсе отсутствует. К примеру, в главе о двух родах: собачьих и человеческих. Первые принимает пёс-акушер, вторые — человек-доктор. Любопытно: обе части слово в слово дублируют друг друга, и догадаться, о ком идёт речь, можно лишь по каким-то мельчай- шим штришкам. Линор Горалик под- черкивает: люди и «бадшабы» посте- пенно обретают «единый язык». Что выражается не только в совершен- ствовании вербальной и невербаль- ной коммуникации, но и в том, что недавно заговорившие перенимают у человека иерархически выстроен- ную социальную систему, в которой у каждого — своя ниша. БРАТЬЯ ПО ЭВОЛЮЦИИ Огромный белый слон Момо к ста- рости пристрастился к употребле- нию забродивших фруктов. Пара кроликов ни о чем, кроме еды, питья и размножения, знать не хочет, и, когда ухаживающий за ними солдат узнаёт, что крольчиха съела своего детёныша, он слышит спокойный писк папаши: «Еще будут…» Самов- люблённый «красавчик» павлин, как опытный шоумен, рекламирут свою привлекательность: «Позволь- те развернуть хвост, я красивый… позвольте повернуться кругом, еще хохолок… позвольте показать хвост… я очень красив». Иной статус у енотов, «жуликов и маленьких воротил», приторговы- вающих краденым, промышляющих спекуляцией и прочими не очень чистоплотными делами. Собаки занялись торговлей, попрошай- ничеством, грабежом и охранной деятельностью. Их можно встретить у метро, где они предлагают «китай- ские светящиеся яйца с музыкой», или в метро, где они просят «деткам на операцию, на корм», или «на тём- ной улице». Есть среди бывших «бадшабов» и подлинные мудрецы, не боящие- ся вступить в теологический спор с самим раввином, знатоком Торы. «Господь либо не всё может, либо не так уж меня любит… Бог не такой, ты не знаешь, а я знаю», — говорит оппоненту змеёнышШуфи. ПРИВИВКА ОТ КСЕНОФОБИИ Большая часть книги посвяще- на восприятию мира начавшими говорить животными и внезапно изменившимся взаимоотношениям между ними и людьми. Например, сразу неполиткорректным становит- ся слово «тварь». Теперь над многи- ми привычными вещами приходится задумываться. Можно ли сказать «брысь» мешающейся под ногами кошке? Нужно ли показывать ослам кино? Аналогичными вопросами невольно задаются и читатели. Сложнее ли игнорировать кого-то, кто говорит, что ему больно, слова- ми, а не привычным «мяу», которое чисто теоретически может значить что угодно. С каким чувством теперь употреблять в пищу тех, кто умоляет «не ешь меня»? Ведь от сказанного вслух отмахнуться куда сложнее. Эта книга — зеркало, от которого не отвернуться, даже если закрыть глаза. Потому что это совершен- но другой уровень ответствен- ности — знать и ничего не де- лать. Это катализатор совести, это прививка от ксенофобии — главной болезни нынешнего века. болезни» с её «постоянной головной болью, слабостью, расфокусиров- кой зрения, тёмной тоской с земли- стым привкусом». НЕОЖИДАННЫЕ АНАЛОГИИ На первый взгляд может показаться, что содержание романа Линор Гора- лик исчерпывается изображением «бытовых тягот постапокалиптиче- ской жизни». Разумеется, в книге они присутствуют. Но не это определя- ет основное содержание и пафос произведения. Читатель является свидетелем первых дней вновь со- творённого мира, где на равных пра- вах с человеком действуют странные персонажи. Автор называет их «бад- шабами». Это животные, насекомые, птицы, внезапно обретшие способ- ность мыслить и говорить. Уровень коммуникативной сложности у каж- дого свой: от болонки, которая все время повторяет»что? что? что?», до попугая Йонатана Кирша, обнару- живающего дар проповедника. С «бадшабами», коль они владеют речью, можно проводить сеансы групповой реабилитационной терапии в форме занятий йогой, за- ниматься в театральной студии, фор- мировать армейские подразделения. ʦˋ˕˃˕ˈˎ˟ ˢ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˔˅ˋˇˈ˕ˈˎˈˏ ˒ˈ˓˅˞˘ ˇːˈˌ ˅ːˑ˅˟ ˔ˑ˕˅ˑ˓˩ːːˑˆˑ ˏˋ˓˃ǡ ˆˇˈ ː˃ ˓˃˅ː˞˘ ˒˓˃˅˃˘ ˔ ˚ˈˎˑ˅ˈˍˑˏ ˇˈˌ˔˕˅˖ˡ˕ ˔˕˓˃ːː˞ˈ ˒ˈ˓˔ˑː˃ˉˋ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz