Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Тенˏенˡ˓˓ 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 20 ȋ2ͣ͢͢2Ȍ У же давно нейрофизиоло- ги утверждают, что чрез- мерное увлечение «ящи- ком» делает человека глупее. Сейчас в эту вредную компанию записывают и гаджеты. Даже появился термин «цифровая деменция», которая погружает молодёжь в виртуальную реаль- ность. Недавнее исследование норвежских учёных показало, что уровень IQ у тех, кто родил- ся в Европе после 1980 года, в среднем на 20 пунктов ниже, чем у поколения 1930 — 1980-х годов. Неприятность или катастро˟аǫ Однако оппоненты утвер- ждают, что всё наоборот. По их мнению, электроника развивает мелкую моторику и скорость, которые помогают мозгу момен- тально реагировать на происхо- дящее и принимать решения. При использовании гаджетов можно быстрее усвоить инфор- мацию. За последнее десятилетие этой тематике посвящено много различных исследований. Не- давняя статья в научном журнале Neuropsychology Review анали- зирует результаты 34 подобных работ. Они касались компьютер- ных игр, просмотра контента в Интернете, использования со- циальных сетей. Оказалось, те, кто проводит много времени у телевизоров и с телефонами, существенно усту- пают по когнитивным способно- стям тем, кто редко обращается к этим устройствам. Больше всего страдает способность сосредото- читься на какой-то одной зада- че или источнике информации. Кроме того, появляются пробле- мы с контролем и регулирова- нием собственного поведения, адекватной реакцией на различ- ные ситуации. Например, кри- тика на работе или ссора в семье воспринимаются не как мелкие неприятности, а как катастрофы вселенского масштаба. Почему вся эта электрони- ка оказывает такое влияние? Точного ответа пока нет, зато есть несколько версий. ǼЦи˟раǽ атакует Вообще надо признать, что наука столкнулась с практиче- ски беспрецедентным вызовом. «Цифра» настолько стремитель- но и непредсказуемо врывается в нашу жизнь, что вопросы на- растают как снежный ком. Пока учёные успевают только зафик- сировать те или иные явления, которые они порождают. Очевид- но, что человек с гаджетом всё меньше общается лицом к лицу с другими людьми, предпочитая соцсети и потребление цифро- вого контента. В реальнойжизни он хуже контактирует, перестаёт понимать проблемы других лю- дей, поэтому в обществе растут отчуждение, агрессия, социаль- ная настороженность. Другой очевидный аспект связан с рисками и побочными эффектами тотальной цифрови- зации человечества. Главный из них —перегрузка пользователей. До 95%информационного пото- ка — это хаотичные, фейковые и неструктурированные данные. Лидером недостоверной инфор- мации сегодня стала медицина. Ещё несколько лет назад один из самых авторитетных журналов The Lancet заявил, что более 50% опубликованных статей в этой сфере являются поддельными. Древний ˢеловек умнее О неожиданных аспектах цифровизации заговорили ней- рофизиологи. Известно, что мозг из экономии выбирает более простые задачи. В медиа- секторе это хорошо понимают, поэтому в борьбе за пользователя и предлагают ему примитивный контент. Но если его потреблять постоянно, то часть мозга, свя- занная с мышлением, впадает в «спячку». Исследования выявили та- кой любопытный факт: чтобы мозг по-серьёзному включился в работу, ему нужно думать над задачей 23 минуты, не преры- ваясь. Но опросы показывают, что современный человек от- влекается на телефон каждые 15 минут. То есть не успевает сосредоточиться, чтобы начать основательно думать. В своё время антропологи обратили внимание на любо- пытный факт. Объём мозга на- ших предков в верхнем палео- лите (35 — 12 тысяч лет назад) был равен 1500 кубическим сантиметрам. Средние показа- тели сегодня — 1425 кубических сантиметров. Как учёные объ- ясняют такую разницу? Версий много. Одна из них: древний че- ловек был умнее нас. — Речь об умении находить оптимальные решения в слож- ных условиях. А ведь имен- но этим постоянно занимался древний человек. Ему требова- лось быть универсалом, уметь до- быть огонь, знать, как найти под- ходящую для жилья пещеру, как убить мамонта, как защититься от болезней, — отмечает доцент биологического факультета МГУ Станислав Дробышевский. Великие умы человечества утверждают, что человек появил- ся на Земле, чтобы познавать мир. А если какие-то устройства освобождают его от данной зада- чи, то это путь в никуда. Может, стоит отложить гаджеты и поду- мать хотя бы 23 минуты? Фото с сайта rg.ru Роскачество выдало первые «зелёные» сертификаты произво- дителям тепличных томатов, огур- цов, листового салата и салата-ла- тук. Это продукты с улучшенными характеристиками — без ГМО, со сниженным использованием пе- стицидов и других потенциально вредных веществ. При производстве «зелёных» овощей допускается применять минудобрения и агрохимикаты, но они должны соответствовать ГОСТам. Запрещается использо- вать генно-модифицированные организмы и ионизирующее из- лучение. Что же касается цены на экологически чистый товар, то по идее она не должна быть выше той, что в магазинах. Разве что в стоимость могут заложить рас- ходы на получение сертификата. — В новых теплицах, где установлены автоматизирован- ные системы полива и питания растений, подача различных микроэлементов или пестици- дов строго дозирована. К тому же многие производители пере- шли на использование биоло- гических средств защиты, осно- ванных на живых организмах, бактериях, насекомых, грибах. Также вместо грунта зачастую используется минеральная или кокосовая вата, которуюменяют с каждым новым урожаем. Ина- копления вредных веществ, как в почве, не происходит, — по- ясняет гендиректор исследова- тельской компании «Технологии роста» Тамара Решетникова. То есть, по сути, такие сер- тификаты могут получить все российские производители. Тем самым они подтвердят чисто- ту своей продукции. «Зелёный» знак как минимум позволит отличить наши овощи от им- портных, поскольку за рубежом технологии их выращивания в теплицах иногда разнятся с на- шими, говорит эксперт. Впрочем, по словам Решет- никовой, сейчас потребители стали сведущи в «сигналах произ- водителей» о различных добав- ленных свойствах продуктов. И в овощах они чаще отдают пред- почтение конкретным брендам, с которыми уже знакомы и уве- рены в их качестве, чем разнооб- разным значкам и пометкам. Татьяна Карабут В марте 202 3 года вступил в силу ГОСТ для тепличных овощей. Далее планируется принять стандарты на Ǽзел̦нуюǽ упаковку, Ǽзел̦нуюǽ бытовую химию и косметику, минеральную воду. В МАГАЗИНʲ ЗАВЕЗЛИ «ЗЕЛʽНʲЕ» ОВОЩИ Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и «Липецкой газеты» ОТЛОʝИТʳ ГАДʝЕТʲ И ПОДlsМАТʳ Чтобы мозг поǦсерь̦зному включился в работу, ему нужно думать над задачей 2 3 минуты, не прерываясь. ʴкран смартфона, компьютера или телевизора стал почти родным для современного человека. В него он смотрит дома, на работе, в дороге. Но, зависая надолго у ̝лектронного устройства, люди рискуют тем, что их мозг может вообще не включиться. Юрий Медведев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz