Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
П ервый раздел четвёртого выпуска литературного журнала удивил жанровым разнообразием произ- ведений ролевой и фантастической про- зы. Поэтому начнём с неё. Фантастика и явь — где граница? В «Истории одного дома» Артёма Гу- ларяна повествование ведётся от лица одушевлённого дома, на глазах которо- го менялись и его хозяева, и эпохи. Эта «провинциальная быль» читается увлека- тельно. Хорошо знакомые события и ре- алии прошлого России протяжённостью более столетия предстают в сторонних и, как следствие, интересных ракурсах, в том числе эмоциональных. В городском фэнтези «Операция «Воробестия» Юлии Орешниковой изображено стихийно сложившееся воробьиное сообщество или даже семья с Королевой во главе, обитающая в гипермаркете. Не всегда весёлый быт птичек, приспособившихся к преимуществам города, расписанный с забавными подробностями, побуждает к серьёзным раздумьям о зыбкой грани между текущей жизнью и её аллегориче- ским воплощением. «Пусть у каждого будет надежда» Анны Дикаревой — яркий пример услов- но-метафорической прозы, правда, не с трагедийным, а с ироническим уклоном. Условность здесь является продолжени- ем реальности, способом концентрации авторской концепции: «техникой не за- менишь друзей, воображение, умение мыслить». Остальные вещи сугубо реалистич- ны. В повести «Марго и Гера» Анатолий Валевский развернул в судьбах рано по- взрослевших детей ещё одну страницу страшной войны. Её полноправным героем, символом памяти и стойкости стала скрипка погибшего мальчика, музыканта-виртуоза. Рассказ Наталии Барановой «Свет в доме напротив» вновь о деревне, которая «сначала состарилась, а потом помер- ла». Семён и Нюра с коровой Ласточкой, уехавшие на зиму к дочке и вернувшиеся весной назад, да сосед Митрич с псом Полканом — последние её обитатели. Концовка вроде бы оптимистична, оди- ночество отступает, но надолго ли? Трогательный рассказ Егора Куликова «Обычный день» действительно об обыч- ном, или, как говорили в XIX веке, «ма- леньком», человеке, а по сути, о добро- сердечной и отзывчивой на чужое горе русской женщине. А житейские истории Инны Путилиной и Александра Колесни- ка — радостно-светлые и печально-бес- пощадные —одновременно поучительны без тени назидания. В драме Валентина Маслюкова «От- блески утраченного рая» суть изрядно закрученных любовных коллизий тонет в многословии реплик персонажей. Воз- никают и сомнения в психологической правдивости отдельных характеров. Любви божественный огонь Поэтическую тетрадь открыла Т а- тьяна Лапина. В её строках оживает пора поздней осени, порождающая особый строй мыслей и смятенных чувств. Но воспоминания о былом счастье, болях и потерях не заслоняют устремлённости в будущее: «Что сейчас начинаем с тобой, // Будто с чистого тоже листа. // Позабы- ты и холод, и боль... // Жизнь прекрасна! Но так непроста». Название подборки Александры Там- бовской «В покоях памяти капризной» очень точно передаёт её суть. Эмоции ли- рической героини внешне сдержанны, но полны сильного внутреннего накала: Я не жалею ни о чём. Всё было — как судьба велела. Светло горят душа и тело Любви божественным огнём. У Александра Пензенского выделяется стихотворение «Набитый мыслями авто- бус…», написанное в форме полилога: не- большие (в два-три слова) реплики пасса- жиров во время поездки отразили рутину и парадоксальность нашей повседневно- сти. Метафоры, эпитеты, сравнения в медитациях Ивана Белоусова — ярки и оригинальны, а главное — убедительны: «Во всей печальной пустоте страны // Мы навсегда останемся гостями... // А листья августа уже обречены // И улетают хрип- лыми грачами». Прихотливая ритмика и насыщен- ность даже не бытовыми, а, скорее, бы- тийными деталями отличают стихотво- рения Светланы Ахмедовой. В её строках привычное предстаёт выпуклым, словно в ореоле иного мира: «Забор, гаражи, куст сирени – твои дорожные знаки, // дорога длинна и опасна, и ангел тихо смеётся, // крылом утирая слёзы, подсовывает оду- ванчик— // а тот завивает кудри и пахнет нежно и горько…». О гениях и подвижниках Пёстр по содержанию и публицисти- ческий блок. Восторженные впечатления о Липецкой земле по итогам посещения фестиваля «Толстовская осень» в мате- риале «России чудный уголок» Натальи Советной (писателя, члена Совета обще- ства дружбы «Беларусь — Россия»), по- свящённом Лебедяни. Алексей Колядо в в статье к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова рассматривает его личность и творчество в парадигме противостояния таланта и бездарей, проецируя судьбу гения на судьбу любого истинного художника. Об основателе «Галереи Назарова» пи- шет её арт-директор Татьяна Нечаева . Сегодня эта галерея превратилась не просто в собрание уникальных полотен липецких живописцев (часть репродук- ций представлена на цветной вкладке), но и в благодатный очаг культуры и про- свещения. Две детские сказки Галины Соболевой наполнены большим смыслом и атмо- сферой доброты. Как и стихи-раздумья, стихи-предостережения Олега Севрюкова , большую часть которых нельзя назвать ироническими. Впрочем, каковы време- на, такова, наверное, и ирония. Иллюстрации Виктора Нелюбова Творчество 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 07 / 02 / 24 ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! НО ТАК НЕПРОСТА Как устоять среди тревог этого мира, которые всё чаще вызывают мрачные исторические параллели? Сердце и разум многих из нас — в напряжении, смятении, едва ли не в панике. Ответ видится известный: верить в Россию. Александр Бойников Познакомиться с творчеством авторов литературного журнала можно здесь: Иллюстрация к рассказу Наталии Барановой «Свет в доме напротив Иллюстрация к повести Анатолия Валевского «Марго и Гера» Иллюстрация к «Истории одного дома» Артёма Гуларяна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz