Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Главная тема 3 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 07 / 02 / 24 Д митрий Беляев исполнил мечту миллионов школь- ников, ведь его исследо- вательская работа непосред- ственно связана с видеоиграми. Он изучает особенности их сю- жета, дизайна и воздействия на сознание геймера. Однако сна- чала сферой его интересов была философия Фридриха Ницше. —После защиты докторской диссертации хотелось сменить направление работы на что-то новое и актуальное. Как нельзя кстати пришлось давнее увле- чение видеоиграми, — вспоми- нает он. Чтобы написать научную статью, необходимо много вре- мени посвятить сбору матери- алов. Казалось бы, нет ничего проще, чем погрузиться в вир- туальную реальность, но на деле всё оказалось гораздо сложнее. — Перед тем как взять в руки мышку, необходимо опре- делить, на каких аспектах игры заострить внимание. В моих ис- следованиях на первый план вы- ходят сюжет, образы персонажей и их идеологический посыл, — отмечает Дмитрий Анатольевич. Да и выбирать «материал» нужно в соответствии с темой ста- тьи. По словам учёного, иногда игры, оставившие след в культуре, оказываются не самыми интерес- ными в развлекательном плане. Погружение с головой — В отличие от других видов искусства, компьютерные игры позволяют геймеру самостоя- тельно действовать и прини- мать решения. Благодаря этой особенности он погружается в сюжет с головой, — объясняет профессор. Неудивительно, что всё чаще игры используют для ре- конструкции исторических событий. Некоторые из них неимоверно точно воссоздают архитектуру, одежду, оружие и другие атрибуты ушедших эпох. — Но благодаря своей ин- терактивности и масштабности видеоигры могут использовать- ся в пропагандистских целях. В частности, в 2013 году был гром- кий скандал вокруг стратегии Company of heroes 2, в которой предлагалось играть за Красную Армию времён Великой Отече- ственной войны. Вот только образы советских солдат оказа- лись крайне искажёнными. Они сжигали собственные деревни, убивали мирных жителей и шли в бой исключительно под дулом пулемётов, — говорит учёный. В своих исследованиях Дмитрий Беляев приходит к вы- воду, что такие игры не только могут продвигать идеи, выгод- ные разработчикам, но и в целом окружают военную агрессию ореолом романтики. — В то же время я не разде- ляю мнение о негативном влия- нии виртуальных развлечений на психику человека. Большинство исследований не отмечает ни- какой связи между увлечением видеоиграми и деструктивным поведением, — отмечает он. Компьютерные шедевры Сегодня российская инду- стрия виртуальных развлечений находится в упадке. Однако с середины 90-х до конца 2000-х страна имела все шансы занять лидирующие позиции в этой сфере. Отечественные компа- нии выпускали детективные го- ловоломки, исторические стра- тегии и множество других игр, часть из которых обрела миро- вую известность. К сожалению, кризис 2008 года стал роковым для большинства предприятий в этой сфере. — Современные российские издатели делают ставку на игры для смартфонов и многопользо- вательские стрелялки, лишён- ные сюжета, — замечает иссле- дователь. Впрочем, порой и отече- ственные компании удивляют интересными находками. Так в 2019 году в свет вышла игра «Мор» от независимой студии Ice-pick Lodge. В ней предлага- ется переместиться в начало XX века и примерить на себя роль врача, которому предстоит спа- сти степной город от эпидемии загадочной песчаной язвы. С по- мощью многочисленных сим- волов, аллюзий и запоминаю- щегося дизайна разработчики создали гнетущее настроение безысходности. И по сей день «Мор» занимает первые места в списках игр, претендующих называться произведениями ис- кусства. — Другим значимым про- рывом последних лет стала игра 2023 года Atomic Heart («Атом- ное сердце»). Фантастический антураж СССР будущего и ка- чественное визуальное испол- нение сделали её настоящим хи- том. Но явный недостаток этой игры в том, что в ней исполь- зуются заезженные штампы о Советском Союзе как «империи зла», — с сожалением подчёрки- вает профессор. Всё ещё впереди Несмотря на множество ин- тересных и запоминающихся проектов, в массовом сознании к играм до сих пор сохраняется пренебрежительное отношение. Дмитрий Беляев видит здесь аналогию с развитием кинема- тографа. — Поначалу фильмы тоже воспринимались как низко- пробное площадное развлече- ние. Однако кино быстро стало частью мировой культуры. Чтобы оценить виртуальное искусство по достоинству, необ- ходима довольно дорогостоящая техника. Это сильно затрудняет его популяризацию. —Многие критики видеоигр рассуждают об их бесполезно- сти и даже вреде только потому, что не знакомы с материалом. В отличие от кино, которое можно посмотреть за пару ча- сов, эти произведения требуют полного в них погружения и даже приложения определён- ных усилий. Впрочем, видео- игры появились всего 50 лет на- зад. Уверен, очень скоро о них будут говорить как о высоком искусстве, — итожит Дмитрий Беляев. Фото Геннадия Логунова ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ВИДЕОИГРЫ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ НИКАКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ. С ЭТИМ РАСХОЖИМ МНЕНИЕМ ГОТОВ ПОСПОРИТЬ ПРОФЕССОР ЛИПЕЦКОГО ПЕДУНИВЕРСИТЕТА ДМИТРИЙ БЕЛЯЕВ. В СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ОН ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ВИДЕОИГРЫ — ТАКАЯ ЖЕ РАЗНОВИДНОСТЬ ИСКУССТВА, КАК КИНО ИЛИ ЛИТЕРАТУРА. Кирилл Меринов Сергей Щербатых, ректор ЕГУ имени И.А. Бунина, доктор педагогических наук, профессор — Сейчас идёт третий год Десятилетия науки и техно- логий, объявленного Прези- дентом России Владимиром Путиным. Мы видим, как ре- ально выросла поддержка учё- ных. Проводятся конферен- ции и конгрессы, есть много возможностей получить грант на исследование, в том числе на написание диссертации. Вовлечение молодёжи и фи- нансовая поддержка учёных — залог научно-технического развития страны. Особенно совершенствуются медицина и фармацевтика — прикладные науки, которые обеспечивают технологический суверенитет России. Посмотрите, какое огромное внимание уделяется истории и филологии, ведь они во многом определяют нашу самобытность, создают некий историко-культурный код. Елена Попова, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и литературы Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семёнова- Тян-Шанского —Сегодня уже невозможно представить мир без научных достижений, которые быстро внедряются в нашу жизнь. Люди продолжают делать но- вые открытия в самых разных областях, которые способству- ют прогрессу и появлению новых технологий. Знаю не понаслышке, что заниматься наукой интересно: учёный не может жить без того дела, ко- торому он служит. Радует то, что и молодёжь активно вклю- чается в исследовательскую работу. Наука — это призва- ние, служение, точка пересе- чения общего и личного, того, что нужно всем и конкретному человеку. собирая данные для анализа видеоигр Дмитрий Беляев проводит за компьютером десятки часов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz