Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 43 № 12 /26754/2 ФЕВРАЛЯ 2024 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение на 44-й стр. Постановление Правительства Липецкой области № 825 от 29.12.2023, г. Липецк Об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» В соответствии с Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года № 207-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года» и поста- новлением Правительства Липецкой области от 2 июня 2023 года № 286 «О Порядке разработки, формирования и реали- зации государственных программ Липецкой области» Прави- тельство Липецкой области постановляет : 1. Утвердить государственную программу Липецкой об- ласти «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рацио- нальное использование природных ресурсов Липецкой обла- сти» (приложение). 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года. И.о. Губернатора Липецкой области А. РЯБЧЕНКО Приложение к постановлению Правительства Липецкой области «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» 1.1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы охраны окружающей среды, воспроизводства и рацио- нального использование природных ресурсов Липецкой области Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономи- ческий потенциал, который определяет перспективы ее раз- вития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду. Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая об- ласть относится к регионам с высокой экологической напря- женностью. Существенное негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства. В связи с этим государственная политика в сфере эколо- гии и природных ресурсов направлена на создание условий для улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Одной из основных экологических проблем в области яв- ляется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и авто- транспорта. К важным приоритетам государственной политики в обла- сти природопользования относится укрепление минерально- сырьевого комплекса региона, обеспечение минерально-сы- рьевыми ресурсами потребностей Липецкой области, рацио- нальное использование и охрана недр. Основным направлением государственной политики в сфе- ре недропользования является создание условий для повы- шения эффективности использования общераспространенных полезных ископаемых путем повышения объема разведан- ных запасов общераспространенных полезных ископаемых, обеспечения их рационального использования, проведения мониторинга и охраны геологической среды на территории области. С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природополь- зования определены следующие цели и задачи государствен- ной программы. Реализация государственной программы предусматривает достижение целей: – снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружа- ющую среду и здоровье человека, в два раза; – улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; – ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление во- дных объектов; – создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку от- ходов в объеме 100 процентов, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Экологическое просвещение в современной жизни являет- ся частью образовательного процесса, частью общественной культуры населения и, одновременно, элементом деятельно- сти хозяйствующих субъектов при природопользовании. В Липецкой области экологическое просвещение осущест- вляется: – в рамках деятельности образовательных организаций различных типов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы; – посредством размещения информации в средствах мас- совой информации, в сети Интернет; – посредством распространения знаний о законодатель- стве в области охраны окружающей среды и природопользо- вания. Субъектами экологического просвещения являются обра- зовательные организации, граждане, общественные организа- ции, средства массовой информации. Основными формами работы по экологическому просве- щению являются организация и проведение экологических мероприятий (распространение информационных листовок и иной литературы, проведение семинаров, лекций, конферен- ций, круглых столов, выставок по вопросам охраны окружа- ющей среды и рационального природопользования), инфор- мирование населения об экологических проблемах и путях их решения, формирование экологического сознания. Ежегодно управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области издается государственный доклад о состоя- нии и об охране окружающей среды. Условиями результативного экологического воспитания и просвещения населения являются: – достаточно высокая точность используемых данных о со- стоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов; – необходимость комплексного характера освещения эко- логических явлений; – система непрерывной экологической подготовки в рам- ках образовательной деятельности образовательных органи- заций различных типов. Экологическая безопасность на территории Липецкой об- ласти остается острой проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Основными источни- ками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транс- порт и другие антропогенные факторы. Разработана и утверждена Территориальная схема об- ращения с отходами Липецкой области (далее – Территори- альная схема), которая содержит сведения об источниках об- разования отходов, местах накопления отходов, местах нахож- дения объектов обращения с отходами, целевые показатели по обезвреживанию, утилизации, обработке и размещению от- ходов, балансколичественных характеристик образования, об- работки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схему потоков отходов, данные о планируемых строительстве, реконструкции объектов обращения с отходами, сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, электронную модель территориальной схемы. На территории региона построено 8 новых карт действу- ющих полигонов для захоронения твердых коммунальных от- ходов. Ведется строительство нового полигона в Грязинском районе. С 01.01.2022 введена в эксплуатацию мусоросорти- ровочная станция в Усманском районе. В 2023 году заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации объ- екта по обработке, утилизации и размещению твердых комму- нальных отходов «Экотехнопарк Липецкого района». Все пока- затели, установленные федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» для Липецкой области, достигаются. В рамках реализации регионального проекта «Чистая стра- на» в 2022 году проведены работы по ликвидации 3 несанкцио- нированных свалок в границах городов. Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффек- тивном взаимодействии всех его участников. За последние годы эксплуатации гидротехнических соору- жений (далее – ГТС) на большинстве из них образовалось зна- чительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Липецкой области располагаются 171 ГТС, нахо- дящиеся в областной собственности, 20 ГТС, которые не име- ют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался более одного календарного года. Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидро- логический баланс водотоков. Аккумуляция наносов техно- генных загрязнителей приводит к снижению пропускной спо- собности рек, происходит обмеление. Паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму проис- ходит при меньших расходах воды, чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже павод- кового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная расчистка и дноуглубле- ние русел рек в границах населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий и высоких паводков. Проведено установление 40 зон затопления на территори- ях населенных пунктов, что позволит провести превентивные меры по ограничению хозяйственной деятельности на зата- пливаемых участках и снизить возможный ущерб от негативно- го воздействия вод. Во многих населенных пунктах области длительная техно- генная нагрузка на водные объекты привела к тому, что они полностью потеряли способность к самоочищению. Даже при значительном сокращении объемов сброса сточных вод реки продолжают повторно загрязняться за счет накопленных в иловых отложениях больших концентраций загрязняющих ве- ществ. Восстановление водных объектов, потерявших способ- ность к самоочищению, является важнейшим условием до- стижения высоких стандартов жизни населения и создания комфортных экологических условий. В рамках реализации регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» выполнено восстановление и экологическая реабилитация рек Становая Ряса, Ягодная Ряса и Воронеж. Работа в направлении предоставления в установленном порядке прав пользования водными объектами в значительной степени позволит рационализировать использование водных ресурсов области. В целях экологической безопасности, сохранения, вос- становления и изучения биологического разнообразия в Ли- пецкой области образованы 188 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), различных по значению, категории и статусу, занимающих около 6,6 % от площади региона. Среди них 2 федеральных заповедника – комплексный «Галичья гора» и часть Воронежского биосферного в Усманском районе, 166 ООПТ регионального значения (157674,21 га), включая 21 за- казник (6 – зоологических, 1 – биологический, 14 – ландшафт- ных) общей площадью 140437,89 га и 145 памятников природы общей площадью 17236,32 га, а также 20 ООПТ местного зна- чения (187,71 га). В регионе в целом активно развивается система экологи- ческого мониторинга окружающей среды. Определен порядок работы территориальной системы мо- ниторинга и единого областного фонда сведений о состоянии окружающей среды. Территориальная система мониторинга позволяет не только оценить актуальное состояние окружаю- щей среды в регионе, но и контролировать динамику измене- ния экологических параметров. Комплексная система мониторинга позволяет вести регу- лярные наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды: атмосферного воздуха, недр, поверхностных и подзем- ных вод, животного мира. Территориальная система мониторинга охватывает круп- ные города и сельские территории. С её помощью можно анализировать данные и контролировать изменения состояния окружающей среды. Липецкая область одна из первых заклю- чила соглашение с ППК «РЭО» для передачи данных о состоя- нии окружающей среды в федеральную систему «Экомонито- ринг». Аналогичное соглашение подписано с ППК «РЭО» в ча- сти развития системы обращения с отходами и строительства экотехнопарка. Теперь информация со стационарных постов наблюдения, данных маршрутного мониторинга, сведения, полученные в период внеплановых выездов экологической лаборатории, координируются специалистами управления экологии и при- родных ресурсов для дальнейшей оценки, анализа и принятия мер. Функционирование единого информационного ресурса – областного фонда сведений о состоянии окружающей среды позволяет оперативно реагировать на изменение состояния среды. Совершенствование системы мониторинга окружающей среды – одна из ключевых задач нацпроекта «Экология», на- правленного на улучшение качества жизни населения и состо- яния природы. Важное значение имеет мониторинг и в климатической по- вестке, которая стала одним из главных регуляторов мировой экономики. Субъект одним из первых в стране сформировал реги- ональную нормативно-правовую базу в области изменения климата. Управление экологии и природных ресурсов Липецкой об- ласти организует работы по адаптации к изменениям климата, в том числе разрабатывает и актуализирует региональный план адаптации к изменениям климата, план осуществления на территории Липецкой области научно-технической деятель- ности в области экологического развития Российской Федера- ции и климатических изменений. В целях реализации мероприятий первого и второго эта- пов адаптации к изменениям климата в Липецкой области проведена оценка климатических рисков, характерных для субъекта, разработан перечень адаптационных мероприятий в области климатических изменений, распоряжением админи- страции Липецкой области от 05.05.2022 № 243-р «Об утверж- дении регионального плана адаптации к изменению климата» принят региональный план адаптации к изменению климата, утвержден региональный план адаптации к изменению клима- та (далее – План адаптации). Работа по разработке регионального плана адаптации к изменению климата проводилась в формате рабочей группы, в которую включены представители федеральных и региональ- ных органов исполнительной власти, крупных предприятий, общественных организаций, научных и учебных учреждений (далее – Рабочая группа). План адаптации включает в себя мероприятия в различных сферах: сельское и лесное хозяйство, природопользование, охрана животного мира и водных биологических ресурсов, не- дропользование, мониторинг и прогнозирование изменений, энергоэффективность и другие. Распоряжением Правительства Липецкой области № 540-р от 25.11.2022 утвержден паспорт климатической безопасности Липецкой области. С участием членов Рабочей группы, представителей на- учного сообщества, студентов вузов, специалистов в области экологического развития разработан План осуществления на территории Липецкой области научно-технической деятель- ности в области экологического развития Российской Феде- рации и климатических изменений, утвержденный распоряже- нием Правительства Липецкой области № 539-р от 25.11.2022. 1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документов стратегического планирова- ния области в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды отражены в следующих документах: – в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176; – в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Россий- ской Федерации на период до 2030 года»; – в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400; – в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потре- бления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р; – в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Россий- ской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 2914-р; – в Стратегии социально-экономического развития Рос- сийской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правитель- ства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р. – в Стратегии социально-экономического развития Липец- кой области до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25.10.2022 № 207-ОЗ; – в Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Прави- тельства Российской Федерации от 03.07.2014 № 1216-р; – в государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326. Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» (далее – Программа) оказывает влияние на достижение показателей, установленных для Ли- пецкой области, в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» в соответствии с Указом Пре- зидента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О наци- ональных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в частности на показатель оценки эффективности деятельности высшего должностного лица региона «Качество окружающей среды». Основным приоритетом государственной политики в сфере регулирования качества окружающей среды является внедрение экономики замкнутого цикла путем реализации следующих мероприятий: – снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет рационального использования вто- ричных ресурсов и сырья из отходов; – создание условий для минимизации образования отхо- дов потребления и продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе «экологичного поведения» и «бе- режного потребления»; – сокращение обращения неэкологичной продукции, сти- мулирование «зеленых» технологий в производстве и внедре- ние принципа «Загрязнитель платит». – снижение выбросов опасных загрязняющих веществ. Приоритетами государственной политики в сфере разви- тия минерально-сырьевой базы являются: – повышение геологической изученности территории Ли- пецкой области; – снижение негативного влияния освоения недр на окружа- ющую среду; – повышение инвестиционной привлекательности недро- пользования и обеспечение устойчивого притока внебюджет- ных инвестиций в геологоразведочные работы. Указанные приоритеты направлены на достижение цели по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводству запасов полезных ископаемых. Приоритетами государственной политики в сфере реали- зации экологического просвещения являются: – участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; – соблюдение права каждого человека на получение досто- верной информации о состоянии окружающей среды; – повышение роли гражданского общества в охране окру- жающей среды, формирование экологического мышления, ос- нов экологической культуры граждан, создание эффективной системы экологического воспитания и просвещения. Приоритетами государственной политики области в сфере обращения с отходами в Липецкой области являются: – создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отхо- дов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза; – ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Приоритетами государственной политики области в сфере развития водохозяйственного комплекса являются: – гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Липецкой области; – охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; – обеспечение защищенности населения и объектов эко- номики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Основными приоритетами в области сохранения биологи- ческого многообразия являются: – разработка и реализация единой политики в сфере соз- дания, управления и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; – реализация мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия на территории Липецкой обла- сти, в том числе редких видов животных и растений, занесен- ных в Красную книгу Липецкой области; – развитие системы экологического образования и про- свещения в части популяризации особо охраняемых природ- ных территорий регионального значения и биоразнообразия Липецкой области. В ходе реализации настоящей Программы предусматрива- ется обеспечить: в экономической сфере – эффективное управление при- родными ресурсами Липецкой области; в экологической сфере – благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение природных ресурсов Липецкой области; в социальной сфере – рост уровня жизни граждан и устой- чивое социально-экономическое развитие области. Целями настоящей Программы являются: снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ока- зывающих наибольшее негативное воздействие на окружаю- щую среду и здоровье человека, в два раза к 2030 году; улучшение состояния окружающей природной среды, вос- производства и рационального использования природных ре- сурсов по данным социологического опроса 78% к 2030 году; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вре- да окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов; создание устойчивой системы обращения с твердыми ком- мунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направля- емых на полигоны, в два раза к 2030 году. 1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы РоссийскойФедерации В соответствии с национальными целями развития Рос- сийской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Фе- дерации на период до 2030 года», для обеспечения достиже- ния национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» установленыцелевые показатели«Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза», «Снижение выбросов опасных загряз- няющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воз- действие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза», «Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление во- дных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое». В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 г № 207-ОЗ для достижения цели «Липецкая область – 2030 – регион комфортной и безопасной среды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного баланса Липецко-Елецкой агломерации и сель- ских территорий» установлено выполнение показателей: – Липецкая область – регион устойчивого развития с высо- ким уровнем экологической безопасности и экологически ори- ентированным ростом экономики, высокой эффективностью воспроизводства и рациональным использованием природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и бу- дущих поколений жителей; – Липецкая область – регион с растущим природно-ресурс- ным потенциалом и рациональным природопользованием. Все структурные элементы Программы и их задачи взаи- мосвязаны с показателями Программы. В рамках национальной цели развития «Комфортная и без- опасная среда для жизни» настоящая Программа направлена на достижение следующих целевых показателей: – доля направленных на захоронение твердых коммуналь- ных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2030 году – 50,0 процентов; – доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2030 году – 100,0 процентов; – доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортиров- ки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов в 2030 году – 50,0 процентов. Достижение указанных целевых показателей осуществля- ется в рамках реализации региональных проектов «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов», «Ком- плексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», предусматривающих мероприятия по следующим направлениям: – введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации твердых коммунальных отходов; – введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов; – ликвидация несанкционированных свалок в границах городов; – проведение комплекса работ по восстановлению водных объектов, включая расчистку участков русел рек в целях улуч- шения экологического состояния гидрографической сети; – осуществление закупки контейнеров для раздельного на- копления твердых коммунальных отходов. 1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области Основными задачами государственного управления и обе- спечения безопасности населения области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования являются: – капитальный ремонт гидротехнических сооружений, на- ходящихся в областной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений; – сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности. К задачам государственного управления по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводства запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырье- вой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 2914-р, относятся: – воспроизводство запасов полезных ископаемых (реша- ется посредством проведения разведочных работ, направлен- ных на прирост запасов в том числе общераспространенных полезных ископаемых); – совершенствование государственного управления фон- дом недр (решается посредством улучшения системы инфор- мационного обеспечения органов государственной власти и недропользователей, перевода государственных услуг и управления фондом недр на основе цифровых данных, обеспе- чения геополитических интересов в сфере геологии). Задачей государственного управления в сфере экологи- ческого образования является формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, мотивация и ценностные установки на поведение в интересах экологической безопасности и устойчивого развития обще- ства и природы, а также распространение информации об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Для достижения цели по обеспечению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды предусматриваются следующие задачи государственного управления: – стимулирование добросовестного соблюдения обяза- тельных требований всеми контролируемыми лицами; – устранение условий, причин и факторов, способных при- вести к нарушениям обязательных требований и (или) причи- нению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; – создание условий для доведения обязательных требова- ний до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; – предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Липецкой области; – обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды; – предупреждение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обяза- тельных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязатель- ных требований; – повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора); – мотивация юридических лиц, индивидуальных предпри- нимателей и граждан к добросовестному соблюдению обяза- тельных требований. Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, в Липецкой области предусмотрен поэтапный ввод в экс- плуатацию объектов обработки и утилизации твердых комму- нальных отходов. Для достижения цели по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среды и экологи- ческого оздоровления водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления: – недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде; – ликвидация несанкционированных свалок; – комплекс работ по контролю в области охраны окружаю- щей среды и природопользования, направленных на выявле- ние и ликвидацию несанкционированных свалок; – ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Для достижения цели по сохранению и восстановлению водных объектов предусматриваются следующие задачи госу- дарственного управления: – обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах (разрешается посредством реализации широкого спектра работ: сохранением и улучшением эколо- гического состояния водных объектов; оптимизацией исполь- зования располагаемых водных ресурсов (через режимы и параметры водопользования); – обеспечение безопасности населения и объектов эконо- мики от негативного воздействия вод (решается посредством строительства сооружений инженерной защиты, выполнением превентивных противопаводковых мероприятий, повышающих пропускную способность водотоков); – обеспечение безопасности гидротехнических сооруже- ний областной собственности и бесхозяйных гидротехниче- ских сооружений. Для достижения цели по развитию особо охраняемых при- родных территорий регионального значения и сохранению биологического разнообразия предусматриваются следующие задачи государственного управления: – обеспечение функционирования особо охраняемых при- родных территорий регионального значения; – создание условий для регулируемого туризма и отдыха, экологическое просвещение населения в области особо охра- няемых природных территорий. Способом эффективного решения задач настоящей Про- граммы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов: регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; ведомственного проекта «Охрана водных объектов и по- вышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию»; ведомственного проекта «Создание условий для развития де- ятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов на территории Липецкой области»; ведомственного проекта «Изучение и оценка состояния геологической среды на территории Липецкой области»; комплекса процессных мероприятий «Обеспечение дея- тельности управления экологии и природных ресурсов Липец- кой области и подведомственных организаций»; комплекса процессных мероприятий «Качество окружаю- щей среды»; комплекса процессных мероприятий «Сохранение био- логического разнообразия природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны объектов животного мира»; комплекса процессных мероприятий «Обеспечение де- ятельности управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области» В ходе реализации настоящей Программы предусматрива- ется обеспечить: в экономической сфере: эффективное управление природ- ными ресурсами Липецкой области; в экологической сфере: благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение природных ресурсов Липецкой области; в социальной сфере: рост уровня жизни граждан и устой- чивое социально-экономическое развитие области. Настоящей Программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального при- родопользования. В целях выполнения положений Указа Президента Россий- ской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных об- разований в реализацию Государственной программы. Порядок предоставления и распределения субсидий мест- ным бюджетам на реализацию муниципальных программ, на- правленных на разработку проектов по рекультивации земель, находящихся в муниципальной собственности, нарушенных при складировании и захоронении отходов производства и по- требления, включающих прохождение государственной эколо- гической экспертизы проектов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, и/ или рекультивацию земель, находящихся в муниципальной собственности, нарушенных при складировании и захороне- нии отходов производства и потребления (раздел XI Государ- ственной программы). Порядок предоставления и распределения субсидий мест- ным бюджетам на реализацию муниципальных программ, на- правленных на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также на приобретение, размещение контейнеров, бункеров (раздел XII Государственной програм- мы).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz