Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
конкретных песен из репер- туара ансамбля «Вера». Это была ещё та задачка. Прежде чем писать пье- су, Иван прослушал и про- смотрел множество записей с выступлениями ансамб- ля «Вера». Выбирал то, что подойдёт, и объединял в еди- ную концепцию. Пьеса ро- дилась за несколько приёмов. —Мы начали с театраль- ных тренингов, читали гото- вые кусочки пьесы, говори- ли о задачах, репетировали мизансцены, работали с кук- лами. Я наблюдал за артиста- ми, будущими героями спек- такля, и с них писал матери- ал, учитывая человеческую натуру, особенности харак- тера, возраст. Намеренно не спешил, понимал, как важно, чтобы непрофессиональные актёры совпали со своими персонажами. В каждого вглядывался и вслушивался. По словам режиссёра, работать с непрофессио- нальными артистами было непросто. Задачи перед ним стояли в большей степени педагогические. Надо было помочь исполнителям пси- хологически подготовить себя к драматическим ро- лям и внедрить привычные песни в контекст пьесы. — Неслучайно ансамбль называется «Вера». Мы друг в друга поверили, и это была работа, глубоко задевшая каждого. Она особенно доро- га и мне, и артистам, потому что для нас это было впервые. Только экоматериалы Художником-постанов- щиком спектакля «Память сердца» выступила Веро- ника Горбунова, в союзе с которой Иван Карпов по- ставил спектакли в театрах кукол Сургута и Тамбова. Для декораций к спек- таклю в ОЦКНТ Виктория выбрала только экоматери- алы — дерево, перья птиц, хлопковые и льняные ткани. И всякого рода куклы, со- зданные тоже из натураль- ных материалов. — Не обошлось без об- ращения к театру кукол. Я не мог не воспользоваться приёмами фигуративного театра, театра предмета, те- невого театра, —погружает- ся режиссёр в подробности постановки. — В нашей ис- тории есть и куклы. Они не подчиняются ни одной из театральных систем, будь то «планшетки» или марионет- ки, нет, конечно. Это стили- зованные, самые наивные куклы, которые совершенно очаровательно вписываются в общую концепцию спек- такля. И плакали, и смеялись Название спектакля то- же выбрал режиссёр. Оно, по его словам, пришло сразу. «По самой середине кар- ты — кружочек: Лебедянь — та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Ле- бедяни — родился... Года в четыре—уже читал. Детство — почти без товарищей: то- варищи — книги», — писал Замятин в одной из своих автобиографий в 20-е годы прошлого века. А вот ещё о Лебедяни, в письме ЗамятинаМаксу Во- лошину в Коктебель: «Пишу Вам из России —самой на- стоящей, с чернозёмом, Доном, соломенными кры- шами, лаптями, яблоками. Воздух —как парча —весь расшит запахами яблок: пахнет аркадом, шелков- кой, малокваской, лимон- кой, анисом, боровинкой, грушёвкой, китайкой. . . Солнца столько, что дай Бог всякому Коктебелю...». Он любил Лебедянь и в то же время именно с неё впоследствии «списывал» ту непригляднуюпровинциаль- ную Россию, которая пред- стаёт в дореволюционных его произведениях — «Уездное», «На куличках» и других. Против течения Противоречивый, «не- гнущийся и своевольный» человек, он с детства лю- бил «производить над со- бой опыты». В размеренной жизни уездного городка, где отец служил настоятелем лебедянского Покровского храма, а мама — прекрасно образованная женщина, пи- анистка, — целиком отдава- ла себя семье и воспитанию детей, мальчику не хватало сильных впечатлений. И вот он, малолетний гимназист, которого укусила бродячая собака, решает ис- пытать судьбу — молча ждёт первых признаков бешен- ства, записывая ощущения в дневнике. «Было очень лю- бопытно, что я буду чувство- вать, когда подойдёт срок беситься». Не взбесился и признался. И был отправлен в Москву на прививки... Авотон,окончивв1902-м Воронежскую гимназию с золотой медалью, где осо- бенно преуспевал в напи- сании сочинений, подаёт документы («из упрямства») в Санкт-Петербургский по- литехнический институт на математический корабле- строительный факультет. Но в 1905 году вдруг становится большевиком, что тогда тоже означало плыть против тече- ния. Его дважды арестовыва- ют, высылают из Петербурга, но он тайно возвращается и в 1908 году завершает обу- чение, после чего морского инженера оставляют препо- давать на кафедре корабель- ной архитектуры. С 1911 года Евгений За- мятин серьёзно занимается литературой, продолжая и кораблестроительную ка- рьеру. В начале 1916-го его отправляют в Англию — строить первые русские ледо- колы. «Один из самых круп- ных наших ледоколов «Ле- нин» (бывший «Александр Невский») — моя работа», —напишет он позднее. В «машинизированной» Англии Замятин работает над повестью «Островитя- не», из которой скорее всего и «вырастает» гениальный роман-антиутопия «Мы» о технократическом государ- стве будущего, написанный им в 1920 году. Ну а в сентябре 1917-го, едва услышав о революции в России, Замятин, с риском для жизни, на старом анг- лийском пароходишке («не жалко, если потопят нем- цы») возвращается домой. «Шли долго, часов пятьде- сят, с потушенными огнями, в спасательных поясах...» — вспоминал он впоследствии. И добавлял: «Если бы тогда не вернулся из Англии, если бы все эти годы не прожил вместе с Россией — больше не мог бы писать». А писал он много и плодотворно, немало потрудился и для формирования молодой рус- ской литературы первых лет советского периода — читал лекции, обучал прозаиков, редактировал журналы. В то же время многие деятели культуры покидали страну, не приняв гибель «старой» России. Но какие были люди! Авиаконструк- тор Сикорский, писатели Куприн, Шмелёв, Бунин, философ Ильин, легендар- ный бас Шаляпин, великий Стравинский... Добровольный изгнанник Не чета нынешним мор- генштернам и галкиным, комикам и рэперам, блоге- рам и «звёздам» шоу-бизне- са, которые, паразитируя на русской культуре, после на- чала СВО кинулись за рубеж и умудряются «лаять» из-за кордона на Россию и рус- ский народ. Уехавшие же после Ок- тябрьской революции эми- гранты в большинстве своём воспринимали разлуку с Ро- диной как трагедию, тоско- вали по России, вставали на её поддержку в годыВеликой Отечественной войны! К примеру, Сергей Рах- манинов, категорически не принявший власть больше- виков, в 20-е годы регулярно отправлял из США вМоскву продуктовые посылки для нуждающихся музыкантов, писателей, артистов. А во время войны через амери- канский фонд помощи Со- ветскому Союзу перечислил десятки тысяч долларов для Красной Армии. «Лишив- шись Родины, я потерял самого себя, — признавался композитор. — У изгнанни- ка, который лишился корней, традицийи роднойпочвы, не остаётся желания творить...». То же мог сказать о себе и Замятин, окончательно ре- шившийся на добровольное изгнанничество к 30-м го- дам прошлого века. Публи- кация в Америке его романа «Мы» на английском языке положила начало отлучению писателя от российской ли- тературы. Его перестали печатать, спектакли по его пьесам останавливались. И тогда он пишет письмо Ста- лину с просьбой разрешить ему с женой «временно, хотя бы на один год, выехать за границу— с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно слу- жить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям...». За гра- ницей он надеялся попра- вить здоровье, но главное — писать и печататься. И Ста- лин отпускает Замятина. Однако Рахманинов был прав. Изгнанники лишают- ся творческого запала. Ро- ман «Бич Божий», мощно задуманный Замятиным, остался незавершённым. Работает он в основном на пропитание: пишет кино- сценарии, рецензии для французских газет. И отно- сится к своему положению как временному—не меняет советского гражданства, со- стоит в штате Кораблестрои- тельного института. Выехав из России в конце 1931-го, присылает из Парижа заяв- ление принять его в члены Союза советских писателей, созданного в 1934 году. И его принимают. В составе совет- ской делегации участвует в антифашистском конгрессе. По словам писательницы Нины Берберовой, Замятин «не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться». Но такой возможности судьба ему не дала. 10 марта 1937-го писателя не стало. Похо- ронен Евгений Замятин на кладбище Тие в пригороде Парижа, где вечный приют находила русская бедно- та. На чужбине до сих пор и лежит наш «лебедянский молодец с пробором», так и не вернувшийся домой. Но вернулись его книги, его «дети», которыми дорожил он больше всего на свете... П оставил его молодой режиссёр Липецкой государственной филармонии «Унион» Иван Карпов, расширив творче- ские возможности известно- го фольклорного ансамбля «Вера». Ещё та задачка — Я откликнулся на предложение руководства ОЦКНТ сделать фольклор- но-этнографический спек- такль, потому что для меня это новый опыт и, более того, я очень люблю народ- ные песни и сказки, фольк- лор и в песенном формате, и в литературном, — расска- зывает Иван Карпов. — По профилю я режиссёр теат- ра кукол, но за последние несколько лет в моём творче- стве появились и музыкаль- ные постановки, и мюзиклы. Ставил спектакли в театрах кукол для детей и взрослых в фольклорной стилистике, но работать с аутентичными текстами мне не приходи- лось. Кроме того, надо было создать пьесу на материале Василий Лутов (1924 – 2004), основатель и первый директор Липецкого музы- кального училища (ныне Липецкий областной кол- ледж искусств имени К.Н. Игумнова), заслуженный работник культуры РФ, уроженец села Сторожевое (Усманского района), ро- дился 100 лет назад. В 1942 году был призван на фронт, воевал под Ленинградом, участвовал в Курской битве. За боевые заслуги награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями. После войны Василий Михайлович окончил Во- ронежское музыкальное училище по классу тромбона (1947), позднее —ГИТИС по специальности «история и теория театра». В 1955 году он возглавлял област- ной театр драмы, затем отдел культуры Липецкого горисполкома. В 1958 году Василий Лутов стал дирек- тором Липецкого музыкального училища и прорабо- тал на этой должности до 1994 года, воспитав целую плеяду талантливых музыкантов-педагогов. Немало сил и энергии пришлось ему приложить, чтобы уско- рить строительство и введение в эксплуатацию нового четырёхэтажного корпуса училища. В 2007 году принято решение Совета депутатов Липецкой области о присвоении имени В.М. Лутова областной премии. В 2009 году в Октябрьском округе Липецка появилась улица Лутова. В 2010 году на здании Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова установлена мемориальная доска в его честь. ИМЕНА ДОКУМЕНТЫ ЕГО СТРОГОСТЬ ВСЕГДА СОЧЕТАЛАСЬ СО СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — С ДОБРОТОЙ. ДОБАВЬТЕ К ЭТОМУШИРОЧАЙШУЮ ЭРУДИЦИЮ, ПРИРОДНЫЙ УМИ ТОНКИЙЮМОР. ВОТ ЭТО И БУДУТ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕРТЫ ЛУТОВСКОГО ХАРАКТЕРА... Игорь Бойков, заслуженный работник культуры РФ долгота дня: 9.03 Луна в знаке Весов; убывает. восход: 8.03 закат: 17.06 2 февраля (20 января по старому стилю), пятница Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публику- ется постановление Правительства Липецкой области «О внесении изменений в постановление Правительства Липецкой области от 27 сентября 2022 года№168 «О реа- лизации некоторых положений Закона Липецкой области от 2 августа 2022 года № 157-ОЗ «Об обязательных тре- бованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Липецкой области». Читайте на 7–62 стр. ДАТЫ В ФЕВРАЛЕ ЕЖЕДНЕВНИК • День разгрома совет- скими войсками немецко- фашистских войск в Ста- линградской битве (1943). • Всемирный день вод- но-болотных угодий. • Православная цер- ковь почитает память пре- подобного Евфимия Ве- ликого (473). «На Ефима ветры дули —шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали», шутили в на- роде. Соучредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. Главный редактор «Липецкой газеты» М.С. Абрамов. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» — еженедельник» отдел фотоиллюстраций 50-17-23, 50-17-24; 50-17-16, 50-17-67; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объём 31 п.л. Тираж 3910. Еженедельный тираж «ЛГ» 19136. Отпечатано: в типографии ООО «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №813. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Регистрационный номер ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приёмной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: ЖИЛ В НАДЕЖДЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ СПЕКТАКЛЬ «ПАМЯТЬ СЕРДЦА», ПРЕМЬЕРА КОТОРОГО СОСТОЯЛАСЬ В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ КУЛЬТУРЫ, НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КИНО, СОЗДАН НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА ЛИПЕЦКОЙ И СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ. 1 ФЕВРАЛЯ (ПО НОВОМУ СТИЛЮ) 1884 ГОДА В ЛЕБЕДЯНИ РОДИЛСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН. Ольга Шкатова ВСЯ НАША ИСТОРИЯ СПЛЕТЕНА ИЗ ЖЕНСКИХ СУДЕБ, ИМЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ВСЁ В МИРЕ ДЕРЖИТСЯ НА ЛЮБВИ И ДОБРЕ Екатерина Григорьева № 12 (26754) 6 «Липецкая газета» с вами: «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ И «ВЕРА» • 435 лет назад (1589) в Русском государстве было учреждено патриаршество. • 105 лет назад (1919) при Московском коммерче- ском институте имени КарлаМаркса открылся первый рабочий факультет (рабфак) — общеобразовательное учебное заведение для абитуриентов, не получивших среднего образования. Через полгода рабфаки откры- лись при всех вузах республики. День воинской славы России 23 февраля —День защитника Отечества. Памятная дата России 15 февраля —День памяти о россиянах, исполняв- ших служебный долг за пределами Отечества. В этот день в 1989 г. завершён вывод Ограниченного контин- гента советских войск из Афганистана. Памятные даты военной истории России • 9 февраля 1904 г. вблизи порта Чемульпо (Инчхон сегодня) вЖёлтом море русский крейсер «Варяг» и ка- нонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой. Заблокированные на рейде порта русские моряки отвергли ультиматум о сдаче. «Кореец» был взорван, а «Варяг» потоплен. • 13 февраля 1945 г. советские войска освободили столицу Венгрии Будапешт от немецко-фашистских захватчиков. • 16 февраля 1916 г. в ходе Эрзурумской операции во время Первой мировой войны русские войска под командованием Николая Юденича взяли турецкую крепость Эрзурум. По информации parlib.duma.gov.ru, calendar.lib48.ru, rvio.histrf.ru ВК Дзен Телеграм — Память сердца — это, безусловно, традиции. Но здесь важен ещё и контекст. Главная тема спектакля — женские судьбы: мать, жена, влюблённая девушка. Ожи- дание, надежда, вера —всё в их сердцах, — убеждёнИван Карпов. В спектакле на сцене сельские женщины. Прово- дилимужиков на покос и со- брались в одном из дворов, соскучившись по посидел- кам. Пока обед готовили, все разговоры переговорили. У Насти вот жениха нет. При- метила было парня на яр- марке, да тот слишком роб- ким оказался, убежал. «Тыне стой против меня, Не гляди ты на меня» — есть в словах песни девушки, подхвачен- ной подругами, и задоринка, и обида на того парня. У тётки Маланьи своя история. Убили её жениха в японскую войну, и хранит она ему верность всюжизнь. «Все мы из одного сделаны. Коль любишь, и ждать бу- дешь, и верить будешь», — рассуждает она. — Наша история спле- тена из женских судеб, и мы понимаем, что всё в мире держится на любви и добре. Кто-то из зрителей сказал, что благостно на душе после спектакля, что и плакали, и смеялись. Это первый наш масштабный театральный опыт, хотя небольшие по- становки к праздникам го- товили и раньше. Спасибо Ивану Владимировичу за то, что он смог за достаточ- но короткий срок сделать с нами такой замечательный, тёплый спектакль, — ито- жит художественный ру- ководитель фольклорного ансамбля «Вера» Екатерина Григорьева. Фото Геннадия Логунова Эмма Меньшикова, обозреватель «Липецкой газеты» С 1911 ГОДА ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН СЕРЬЁЗНО ЗАНИМАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПРОДОЛЖАЯ И КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНУЮ КАРЬЕРУ. В НАЧАЛЕ 1916-ГО ЕГО ОТПРАВЛЯЮТ В АНГЛИЮ— СТРОИТЬ ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ЛЕДОКОЛЫ. «ОДИН ИЗ САМЫХ КРУПНЫХ НАШИХ ЛЕДОКОЛОВ «ЛЕНИН» (БЫВШИЙ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ») — МОЯ РАБОТА», — НАПИШЕТ ОН ПОЗДНЕЕ. Сельские женщины проводили мужиков на покос и собрались в одном из дворов, соскучившись по посиделкам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz